Содержание статьи

Ремонт стартера ВАЗ 2108 и нюансы данного обслуживания

Решил поделиться своим опытом по данному ремонту, заодно нюансами которые у меня возникли в процессе ремонта, может кому пригодиться. Фоток не делал поэтому вставлю инетовские для разнообразия. Дело было прошлой зимой, когда был сильный снегопад решил я откопать пчелку и переехать как бы повыше)). Вставил ключик, провернул два раза стартером и всё, даже щелкать перестало. Аккумулятор отнес домой, зарядил принес обратно, поставил, а машина даже не щелкает. Кароче пришел домой, достал толстую книжку по машинке, заодно пошарился в инете, включил умняка и решил все сделать сам.
День первый.
К тому времени пчелу занесло по передний бампер, так что поза у меня была мягко говоря в виде страуса на высоком сугробе пытающегося открутить стартер в машине и при этом балансируя на снегу чтоб самому щучкой не нырнуть в освободившееся пространство)).
Открутил я легко и быстро)), на морозе часа четыре рачком с задубевшими пальцами, матюков много было. Инструменты для выполнения этого ремонта:
— ключ на 13 рожковый или накидной
— головка на 13
— трещоточная рукоятка
И вот первый нюанс, о котором раскажу в конце статьи.
Стартер у меня родной старого образца, новый покупать не захотел, говорят все знакомые что старые заводские самые выносливые, а новые фуфел полнейший. Пришлось его помыть со щеткой и почистить, заодно принес аккумулятор для проверки. После чистки и разборки решил сразу поменять щетки так как износ очень большой оказался

Так как комплектом шли втулки заодно и их решил поменять. И вот второй нюанс, о котором также в конце статьи.
Пришлось мне покупать несколько комплектов втулок и подбирать самые нормальные, после замены втулки и щеток на стартере, он был смазан в нужных местах и собран, также было почищено втягивающее, затем все было проверено дома на предмет работоспособности на аккумуляторе. Проверка оказалась удачная, делал я это первый раз, так что когда стартер крутанулся — с перепугу чуть его не упустил)).
Принес поставил его на машину, хорошо хоть не додумался болты сильно зажимать, крутанул один раз движок и опять сдох.

Пришлось мне опять включить страуса чтобы снять стартер, голове и туловищу было жарко, зато задница и ноги замерзли)). Решено было менять втулку стартера в КПП. Знакомые советовали вытащить с помощью отвертки или зубила, типо расковырять втулку, проторчавши так 3 часа на морозе понял, что ни черта у меня не получается, психанул, пошел домой.
День второй.
На следующий день после просмотра инетовских википедий, нашел дома метчики для нарезки резьбы и пошел к машине добывать злополучную втулку. Мне подошел метчик М 13.

Нюанс третий читайте в конце.
После замены втулки был установлен стартер, на удивление 0_0 он два раза провернул и опять здох. Пришлось совершить звонок другу и уже два страуса топтались по сугробу который дошел по фары, с помощью тестера было проверена вся электрическая цепь, ток был, аккумулятор заряжен полностью.
Через некоторое время наш совместный “двухъядерный процессор” начинал закипать, вот и решили переложить с больной головы на здоровую, понес я стартер в ремонт. В мастерской ремонтник поставил его на стенд, включил, и сказал, если в переводе и без матюков то получиться: зачем мы два хороших человека приперлись, у него и так работы много, этот нормальный стартер в полном порядке. Опять день прошел впустую)).
День третий.
На третий день, я взял помощь зала, позвонил всем пацанам, взяли пиво и пошли машину крутить, толпа человек 12 стоит на сугробе высотой по фары и пытаются советовать одному стоящему в позе страуса как лучше её ремонтировать.
И тут мы увидели прикол: снимаешь стартер, ложиш его на кузов сверху типо на массу и подсоединяешь провод — он работает, опускаешь его вниз крепишь на двигатель даже не засовывая его вглубь — он не работает.
Не знаю как ребята, а я чувствовал себя как на картинке

После наших совещаний мы наконец допедрили что всему виной был провод массы идущий от задней части КПП до кузова снизу, получается что под болтом который на кузове по всей видимости пошла ржавчина из за этого проседала энергия и стартер не мог прокрутить, конкретно мы не стали дальше разбираться, а просто взяли отдельный толстый провод и прикрутили к кузову где от аккумулятора сразу была прикручена масса и второй конец на коробку кпп где стояли заглушки вместо датчиков. После установки стартера, машина прекрасно завелась.
Тут мне и пригодилась помощь зала. Представляете какой я был довольный, сижу в теплой прогретой машине, подгазовываю потихоньку, а сзади и спереди 12 бугаев с матюками меня выталкивают из сугроба))

Нюансы:
1. Если собираетесь откручивать стартер запаситесь обломанным ключом на 13, а то с нормальными иногда тяжело добраться если снимать его сверху не снимая защиты.
2. Иногда втулки которые покупаете в наборе могут не подойти по ширине, не пытайтесь силой забивать втулку если она все таки шире, может лопнуть “седло” куда она вставляется, они должны входить в отверстие с небольшим усилием и возможно постукиванием молоточка, мне пришлось договариваться с продавцом на случай возврата если не подойдет. Заодно сразу проверяйте чтобы “якорь” нормально входил во втулку. Покупал втулки отдельно без набора где то есчо две пары, подошли с разных комплектов.
3. Как правило износ втулок бывает разный, подходят как правило метчики от М10 до М14, сильно широких не применяйте, иначе вместо того чтобы аккуратно извлечь вы нарежете резьбу в ненужном месте.
4. Если у вас нету съемников и метчиков чтобы выковырять втулку, не пытайтесь её доставать с отвертками и прочим колхозом, все равно мало у каво получается, прокатитесь на СТО, такой ремонт копейки стоит, ваши нервы дороже обойдутся.

Стартер ВАЗ 2108: где находится, как снять, замена

Автомобиль ВАЗ 2108 не отличается повышенно надежностью. Раз в 1-3 года желательно проводить ревизию электрооборудования.

Это позволит избежать необходимости эвакуации с дороги до ближайшего СТО. Одним из слабых мест является как раз стартер. Проблемы в его работе могут возникать по самым разным причинам.ВАЗ 2108

Причины выхода из строя стартера на ВАЗ 2108 и способы решения проблем

Если стартер по какой-то причине не крутит – проблема может крыться не только в самой детали, но других компонентах электропроводке. Если машина не заводится, специальное втягивающее реле даже не щелкает – причина может быть в следующем:

  • отсутствует напряжение на контактах втягивающего;
  • вышло из строя само реле.

В первую очередь если двигатель авто не запускается следует установить факт наличия-отсутствия напряжения на управляющих контактах реле. Проверить это можно при помощи мультиметра: включив зажигание. Если питание на реле, стартер приходит, но мотор все равно не запускается – возможна проблема кроется в реле. Для проверки его не обязательно снимать сам двигатель. Достаточно просто замкнуть управляющие контакты. Если реле щелкает – значит, оно находится в рабочем состоянии.

После проверки наличия напряжения, контактов следует переходит уже к самому стартеру. Но для этого понадобится его предварительно снять. Сделать это можно сравнительно просто. Наиболее частые причины неисправности стартера:

  • износ подшипников либо шлицов бендикса;
  • выход из строя обмотки статора;
  • изношены угольные щетки.

Основной рабочий механизм статора, испытывающий наибольшую нагрузку – это бендикс. Он представляет собой небольшой вал на конце которого располагается шестерня. Шлицы которой при длительной эксплуатации имеют свойство изнашиваться. Чем короче будут такие шлицы – тем меньше зацепление с маховиком двигателя. Именно за счет этого и осуществляется зацепление приводящее к пуску мотора.

Замена бендикса – процесс сравнительно простой. Но стоимость его порой не сильно отличается от цены на новый стартер. Причем придется доплатить также и за установку. После снятия сразу после осмотра шлицов нужно убедиться, что вал стартера крутится без каких-либо усилий. Если вращается он с трудом либо вообще не крутится – на лицо отказ работы подшипников. Понадобится осуществить их замену.

Причем обычно самостоятельно справиться с установкой новых подшипников крайне затруднительно. Требуется не только навык, но и специальные ключи-съемники. Важно правильно подобрать новый подшипник. Требуется деталь с достаточно большим ресурсом. В противном случае могут возникнуть различные сложности, проблемы – связанные с последующим выходом из строя уже установленной новой детали.

Также могут быть проблемы с механической частью статора. Например, специальной вилкой – управление которой происходит втягивающим реле. Наиболее серьезную проблему представляет собой выход из строя обмотки статора. При наличии короткого замыкания требуется перемотка. Цена подобного ремонта может составлять 4-6 тыс. рублей. Потому в некоторых случаях имеет смысл просто приобрести новый.

Оригинальные детали и их аналоги: что лучше?

Если в случае поломки было решено приобрести новый стартер – то всегда встает выбор между двумя типами: оригинальный либо аналог? В первом случае стоимость будет на порядок выше. Как следствие – затраты на приобретение, установку будут выше. Но оригинальные детали отличаются своим качеством. Установив стартер от АвтоВАЗ можно забыть о проблемах с ним на 40-50 тыс. км. Стоимость оригинального стартера:

Наименование производителяАртикулПараметрСтоимость, рублей
АвтоВАЗ21214-3708010-8112 V;
1.5 kWt
От 4 тыс. рублей

Но цена подобной детали может составлять в 2-3 раза больше, чем аналога. Потому некоторые владельцы рассматриваемого транспортного средства делают выбор в пользу аналога. В то же время некоторые производители стартеров производят продукцию по своему ресурсу, качеству не хуже, чем оригинальная. Но подобного типа продукция часто подделывается.

Перед тем, как идти и приобретать аналог в магазине либо на рынке, следует внимательно изучить оригинальную упаковку. Например, подделки часто реализуются в коробках с низким качеством полиграфии. Отсутствуют специальные голограммы, иные важные детали и компоненты. Потому следует внимательно ознакомиться изучить перед оплатой деталь.

С хорошей стороны зарекомендовали себя следующие производители:

Наименование производителяАртикулПараметрСтоимость, рублей
Bosch136205912 V;
1.5 kWt
2 тыс. рублей
Valeo136700812 V;
1.5 kWt
1.7 тыс. рублей
Delco98601620012 V;
1.5 kWt
2.9 тыс. рублей

Важно внимательно ознакомиться с корпусом стартера. Возможно, даже вооружиться рулеткой. Некоторые универсальные модели, устанавливаемые на различные автомобили ВАЗ, подразумевают различную конструкцию корпуса. Как следствие – отличаются габаритные размеры. Потому неоригинальная деталь может просто не подойти по размерам.

Процедура замены, установки стартера

Стоит заранее ознакомиться с процессом снятии устройства. Это позволит избежать затруднений при ремонте. Также желательно заранее узнать где находится стартер.

Иначе могут возникнуть различные затруднительные ситуации. Процесс снятия включает основные этапы:

  • отключаются клеммы с АКБ автомобиля и отсоединяются контактные провода с самого стартера;
  • далее нужно открутить специальную гайку удерживающую колодку с проводами;
  • требуется демонтировать защиту картера – если таковая вообще имеется (без этого снять стартер просто не получится);
  • нижняя часть стартера снабжается двумя гайками которые требуется открутить;
  • далее стартер просто подается в сторону колеса – и снимается со своего посадочного места.

После демонтажа можно будет внимательно осмотреть шлицы бендикса, провести дефектовку. Установка производится в обратной последовательности. Важно лишь смазать все резьбовые соединения при помощи графитовой смазки. Она не даст резьбе закиснуть от времени.

Ремонт стартера на ВАЗ 2108, ВАЗ 2109, ВАЗ 21099

Ремонт стартера на ВАЗ

Стартер – неотъемлемая деталь в автомобиле, позволяющая машине заводиться. Иначе приходилось бы постоянно толкать авто для заводки. К сожалению, как и любая другая деталь, стартер рано или поздно выходит из строя. Кто то сразу бежит в автомагазин и покупает новый, но зачастую это лишняя трата денег, т.к. стартер не всегда изнашивается целиком, а частично. Например, большинство неполадок –  втягивающее реле, заменить которое не составит никакого труда, а денег сэкономите. Существует даже бесплатный вариант ремонта реле, понадобится шкурка и отвёртка. Разбираете реле, зачищаете  пятаки, собираете и ставите обратно. Данный способ помогает при окислении – вы их зачистили и дали возможность току нормально проводиться без перебоев. В сегодняшней статье мы подробно рассмотрим порядок действий для разборки, сборки стартера, поговорим о проверке, и обязательно разберемся насчет зачищения контактов и профилактики пригорания.

Примечание!
Произвести ремонт вам помогут следующие инструменты: накидные головки,  вороток (удлинитель), отвёртки, набор гаечных ключей, мелкозернистая шкурка.

Месторасположение стартера

На большинстве русских переднеприводных автомобилях стартер располагается одинаково — вставлен в картер сцепления и входит в зацепления с маховиком. Картер находиться в нижней части автомобиля вместе с составляющей  – коробкой передач. Ниже прикреплено фото (вид сверху на автомобиль), стрелкой указан стартер – обратите внимание на цвет.

Стрелкой показано где располагается стартер на автомобиле, с правой стороны (Плохо видно) можно ещё аккумуляторную батарею разглядеть

Когда стартер нуждается в ремонте?

В случае возникновения проблем с заведением автомобиля:

  • поворачивая ключ слышно лишь щелчки, больше ничего не происходит – машина не заводится;
  • двигатель заводиться неохотно (ключ повернули, двигатель крутиться, крутиться и через секунд 5-10 заводит автомобиль)
  • слышен стук в двигателе автомобиля от поворачивания ключа, значит втулки у стартера изношены и вал немного перекосило, вал в маховик нормально не заходит, а ударяется.

В данном случае не рекомендуем вам эксплуатировать автомобиль: стартер убивается да и венец у маховика снашивается.

Примечание!
Для проверки вам понадобятся провода (на плюс нужен и на минус) и аккумулятор (подойдет установленный на автомобиле). Посмотрите видеоролик по ссылке ниже:

В случае исправности стартера в результате проверки, обратите внимание на аккумулятор (зарядите обязательно), на замок зажигания, точнее контактную группу замка (подробно о снятии и проверке читайте в статье: «Замена замка зажигания на ВАЗ»), Не оставляйте без внимания реле включения стартера (не путайте с втягивающим реле не путайте). ,О проверке и замене читайте в руководстве: «Замена реле включения стартера на автомобиле»). Мы перечислили основные составляющие механизма стартера.

Ремонт стартера на ВАЗ 2108-ВАЗ 21099

Примечание!
На автомобилях семейства Самара использовалось разные стартера в зависимости от времени и от года их существования. Первый носит маркировку «426.3708» (мы и разбираем в данной статье), второй «5712.3708», ну а третий «29.3708». Первый и третий стартер похожи между собой и разбираются они практически аналогично, у них только коллектора и рычаги привода отличаются. Второй стартер отличается: более компактный, состоит почти из тех же деталей, но ремонт по аналогии с 1-м и 2-м может не удастся, не понимая принципа работы данного механизма.

Разборка

1) В начале операции снимите непосредственно с автомобиля, а без проблем справится с задачей вам поможет подготовленная нами инструкция из статьи: «Замена стартера на ВАЗ» – процесс подробно описан.

Примечание!
Стартеры снимаются идентично независимо от маркировки!

2) Возьмите гаечный ключ либо накидную головку с воротком и выкрутите гайку клеммы вывода обмотки статора (она находиться ближе к корпусу и указана красной стрелкой на первом фото ниже, а синей стрелкой показано бывшее местонахождение). После скиньте клемму вывода обмотки статора, затем с обратной стороны, повернув стартер, открутите два винта, крепящие втягивающее реле и потяните. Аккуратно извлеките из отверстия (фото 3) и отцепите конечную часть (называется якорем и красной стрелкой указана) от рычага, в который якорь входит. Якорь так же может у вас и не вынуться, потому что если он не выйдет из зацепления с рычагом, а вы за реле будете тянуть, реле само отсоединиться, а якорь останется внутри.  В подобной ситуации возьмите за него рукой и выньте, выведя из зацепления. Если якорь всё же вышел вместе с реле, то потяните за него рукой и отсоедините. Снимите пружину и уплотнительное кольцо (фото 4). В случае наличия деформаций и рваных частей, данное кольцо заменяется новым.

Снятие клеммы вывода обмотки статора, отворачивание винтов крепления втягивающего реле и его снятие

3) Найдите отрезок какой-нибудь трубы подходящего диаметра, чтобы сбить ограничительное кольцо со стопорного. Приставляйте трубу к ограничительному кольцу (фото 1) и ударами молотка сбейте (стрелкой на фото 2 указано сбитое, а под ним находится стопорное кольцо, обозначенное красной стрелкой). Снимайте стопорное и ограничительное кольца, пронеся вдоль вала (фото 3). Следом снимите защитную крышку вала, отвернув отвёрткой два винта крепления (фото 4).

Сбивание ограничительного кольца и снятие его и под ним находящегося стопорного кольца, а так же отворачивание винтов крепления крышки вала якоря

4) Снимите стопорное кольцо, подцепив с помощью отвёртки либо с помощью острых щипцов, как показано на фото 1. Теперь вы обнаружите шайбы, необходимые регулировочные, поэтому их сразу отложите и не потеряйте.  Отворачивайте две гайки крепления крышки (крышка синей стрелкой на фото 2, а гайки красными) и снимите её. Затем, взяв в руки отвёртку, отожмите ей пружины обеих изолированных щеток (одна из пружин указана стрелкой и наглядное её отжимание показано на фото 3) и выньте изолированные щётки из щёткодержателя. Снимите щёткодержатель со стартера (фото 4).

Снятие стопорного кольца, отворачивание гаек крепления крышки и снятие щёткодержателя с вала якоря

Примечание!
Существует 2 изолированные щётки, припаянные к выводам обмоток статора  (указаны буквой «А»), поэтому от них необходимо отжимать и отсоединять две пружины. В противном случае вы просто оторвёте щётки. На щёткодержатели также присутствуют неизолированные щётки, обозначенные буквой «Б».

Стрелками показаны изолированные и неизолированные щётки обмотки стартера

5) Далее возьмитесь за корпус статора рукой (фото 1 красным указателем) и выньте. Рукой снимите упор рычага (фото 2)  пластмассового типа (будьте бережны – довольно хрупкий). Вдоль крышки снимите якорь, вынув рукой как на фото 3. Снимите промежуточную опору с вала (фото 4), потянув за неё.

Вынимание корпуса статора, снятие пластмассовой опоры с рычага который она крепит и вынимание якоря после этого

6) Вместе с якорем снялся привод стартера – отложите в сторонку и возьмите привод отдельно.  Удалите щипцами верхнее стопорное кольцо (фото 1), затем тарельчатую шайбу (фото 2), упорную шайбу (см. фото 3) и муфту совместно с рычагом (фото 4) снимите с привода. Осталось снять упорное кольцо.

Разборка привода стартера и снятие с него в дальнейшем рычага который красной стрелкой указан

7) Переходим к разборке втягивающего реле. Если вы уверены, что оно у вас исправно, то разбирать не стоит. Однако в большинстве случаев неполадка кроется именно в нем (щёлкает стартер). ,Отверните в начале два винта (фото 1 красными стрелками) и две гайки (синей стрелкой). Берите паяльник и отсоедините им оба вывода обмоток от выводов реле (иначе не снимите крышку). Снимаем крышку (фото 3) и извлекаем контактную пластину (фото 4).

Выворачивание винтов и гаек и снятие после чего крышки втягивающего реле, где мы получаем доступ ко всем доступным для нас контактом реле

Примечание!
Болты на фото 3 называются пятаками, чтобы их вынуть достаточно открутить как на нижней фотографии.  На болтах и на пластине не должно присутствовать никаких окислений, признаков ржавчины и сильно въевшейся грязи – одним словом они должны находиться в чистоте. Если после зачистки пластины и болтов результата никакого не произошло, значит реле скорее всего нуждается в замене.

Выворачивание контактных болтов и дальнейшие их снятие

8) Разбираем пластину: воспользовавшись отвёрткой подденьте пружину и снимите её (фото 1), щипцами снимите маленькое стопорное кольцо (фото 2) и за ним все остальное вплоть до изолирующей шайбы (фото 3).  Убираем пластину (фото 4) и все детали до тех пор, пока один шток не останется. Главное – запомните последовательность своих действий и порядок деталей. Рекомендуем снять процесс на видео, тогда вы не запутаетесь во время обратной установки.

Разборка штока контактной пластины

Сборка

1. Соберите реле, одев крышку и припаяв выводы обмоток к контактам (фото 1). После пайки смажьте моторным маслом детали в местах, обозначенных стрелками на фото которые. Смажьте втулки с фотографии номер 3.

Установка крышки на реле, проверка вала якоря и смазка крышки и втулок промежуточной опоры

2. Когда доберётесь до установки крышки и поставите её, закрепив гайками, переходите к установке регулировочных шайб. Осевой зазор у вала якоря стартера подбирается данными шайбами (он не должен составлять более 0.5 мм, проследите за этим и по мере необходимости уменьшите либо наоборот увеличьте количество регулировочных). Продолжайте сборку, а, дойдя до установки пластмассовой опоры (синей стрелкой на фото 3) на рычаг (красным), устанавливайте выступом к краю. Обязательно проверьте, чтобы обе шпильки проходили через изолирующие трубки (фото 4).

Смазка шлицов муфты и регулировка осевого зазор у вала якоря, а так же установка пластмассовой опоры на рычаг и проверка втулок

Примечание!
После установки якоря проследите за наконечником – должен направляться вниз и войти в зацепление с рычагом.

Якорь втягивающего реле и его наконечник, на котором язычок должен смотреть вниз при зацеплении с рычагом

Дефектовка деталей стартера

Примечание!
Дефектовка – народное название проверки деталей на наличие дефектов.

1. Очистите от налипшей грязи снятые детали и проверьте статор на работоспособность контролькой (контрольная лампочка) на 220 вольт либо мегомметром. Подсоединяем контакты лампы: один на вывод обмотки статора (фото ниже), а второй на корпус. Лампочка горит? –   повреждена изоляция у проводки.  Данную процедуру проделайте со всеми выводами. Если вы используете мегомметр, то сопротивление не меньше 10 кОм. Поврежденная обмотка подлежит замене.

Проверка всех трёх обмоток статора на работоспособность

2. Переходим к проверке якоря: осмотрите якорь, сперва обратите внимание на коллектор (фото 1). При наличии загрязнений, рисок, различного рода царапин – зачищаем мелкозернистой шкуркой. А если же вы увидите, что между пластинами коллектора выступает слюда или он сильно шероховатый и шкурка не справляется, тогда проточите коллектор на токарном станке. Далее переходите к валу якоря (фото 2), на нём скорее всего вы обнаружите желтый налёт от подшипника. Зашкурьте и заодно проверьте шлицы и цапфы (стрелками указаны), на которых не должно присутствовать задиров, забоин и пр. В противном случае якорь подлежит замене. Проверьте пайку выводов обмотки якоря к пластинам коллектора (фото 3), всё должно держаться хорошо и не отслаиваться. Диаметр обмотки по торцам не должен превышать диаметр пакета железа якоря. По принципу, описанному выше, проверьте якорь контролькой: 1 контакт подсоединяется на пластину коллектора, а другой на сердечник.  Лампа горит? –  пластины либо бьют на массу, либо обмотка замыкает, якорь меняем. Схему подсоединения проводов смотрите на фото 4.

Проверка якоря стартера на его работоспособность

3.  Повращайте рукой в обе стороны шестерню привода –  должна вращаться свободно и без заедания только в одну (по часовой стрелке) сторону. Если вращается в обе стороны – меняйте привод. Проверив привод, оденьте на место (фото 2) и вдоль вала поперемещайте – без заеданий и задержек. Шлифуйте любые неровности.

Проверка вращения шестерни и проверка её перемещения на валу якоря

4. Осмотрите втулку в картере сцепления – достаётся с помощью метчика подходящего диаметра. Нарезаем резьбу и вынимаем её.  На фото 1 местонахождение втулки. ). Её необходимо вынимать лишь при наличии любого рода дефектов. Переходим к проверке щёткодержателя: щётки, изнашиваясь, теряют высоту и если она меньше 12 мм то данную щётку необходимо заменить (фото 2). Обязательно обратите внимание на перемещение щеток и держатели (фото 3) –  они должны прочно крепить щётки. Контрольной лампой проверьте, чтобы щётки у вас не замыкали на массу. На фото 4 схема подключения контрольки.

Осмотр втулки находящейся в картере сцепления и по необходимости её замена, а так же проверка всех щёток щёткодержателя и их опор

5. И в завершение проверим втягивающее реле и как пружинки прижимают щётки. Щёткодержатель установите на место (фото 1) и пружинками зафиксируйте щётки. Воспользуйтесь динамометром либо на ощупь определите силу, с которой отрываются пружинки от щёток (необходимо в районе 0.9-1.1 кг). К реле подсоедините омметр и замерьте сопротивление: один контакт на массу, а второй сперва на удерживающую обмотку (смотрите фото 2 и линию жёлтого цвета, прибор должен выдать 0.725-0.795 Ом), а затем на втягивающую обмотку (фото 2 и линию красного цвета, прибор же должен показать значение в районе 0.52–0.59 Ом). Проверку проводим в тепле ( +15 по +25 °С), иначе показания могут различаться.

Проверка втягивающего реле и того с какой силой пружины держат щётки

Примечание!
На пятаках не должно быть нагара, задиров и пр. – любые дефекты зачищаем шкуркой. Если не зачищается, то разверните болты на 180° можете другой стороной относительно пластины.

Осмотр пятаков они же контактные болты и контатакной пластины

Ваз 2108: как провести ремонт стартера своими руками

стартер ваз 2108

стартер ваз 2108

Как правило, стартер является довольно сложной деталью автомобиля. Но это вовсе не значит, что его ремонт своими силами невозможен.

Напротив, часто именно он подвергается осмотру и ремонту любителями, которые довольно успешно с этим справляются.В этой пошаговой инструкции мы рассмотрим пример того, как действовать, если на Ваз 2108 ремонт стартера стал необходимостью.

КАК ГРАМОТНО ПРОВЕСТИ РЕМОНТ СТАРТЕРА НА ВАЗ 2108

По сравнению, довольно проста конструкция ваз 2108 стартера, ремонт его, если проводить своими силами, обойдется в несколько раз дешевле, чем будет стоить в автосервисе. Рассмотрим для начала принцип работы этой детали.

Принцип работы

Для правильного устранения неисправности следует знать работу стартера. По сути, этот механизм является электродвигателем кратковременного действия.

Он запускается за несколько секунд, если конечно исправен и аккумуляторная батарея подает хороший ток. Стартер не рассчитан на длительную и долгую работу и «гонять» его, как некоторые делают зимой, крайне не рекомендуется.
Именно по этой причине данная деталь часто выходит из строя.Причина может заключаться в плохом, слабом аккумуляторе или проблемами с двигателем, а водитель продолжает нагружать стартер и тогда, увы, он выходит из строя.

Если еще повезет, его можно будет отремонтировать.Как и говорилось выше, стартер выходит из строя чаще зимой, когда испытывает просто сверхусиленные нагрузки в условиях минусовых температур.

Ведь замерзшее масло, находящееся в картере, делает затруднительным работу двигателя. Часто именно из-за этого на старых моделях советских авто рекомендовалось крутить сначала ручкой двигатель, а уже потом заводить при помощи стартера.

Итак, стартер в процессе запуска берет на себя токовую нагрузку, равную 450А. Согласитесь, что данная нагрузка довольно большая и сравнима со сварочным током и следов своего присутствия не оставить не сможет.

Внимание: На ваз 2108 часто можно ремонт сдлать своими руками. Иногда  подгорают силовые контакты вытягивающего реле медного типа (сюда подсоединяется плюс от аккумуляторной батареи и провод второй, ведущий на электродвигатель статора).

тяговое реле стартера

тяговое реле стартера

Кроме этого, ремонт может стать неизбежностью, когда в цепи наблюдается плохой контакт и вследствие этого, силовые контакты испытывают большую нагрузку. Постоянное прохождения тока большой силы оставляет на контактах следы, напоминающие небольшие шарики, похожие на сварочные.
При постоянном их скоплении, контакты выгорают до такой степени, что бывают не в состоянии пропускать напряжение.

Ремонт

Итак, начинаем непосредственный разбор стартера. Это поможет сделать видео ремонт стартера ваз 2108 вы можете в инете, ниже будет приведена  инструкция.
Переходим к инструкции разбора стартера. Автомобиль желательно поднять на яму или домкрат, чтобы было удобнее снимать стартер.
Коробку передач ставим на нейтральное положение:

  • снимаем щиток;
  • вытаскиваем шланг из воздухосборника, извлекая его со своего родного места;
  • извлекаем сам стартер.

Снятый стартер следует тщательно осмотреть, перед тем, как начать его полный разбор. Перед снятием не забываем отметить провода, чтобы потом в процессе сборки, не перепутать их местами.

Прозвонка стартера

Прежде, чем проводить на ваз 2108 ремонт стартера рекомендуется его прозвонить.
Для этого ставим его на торец, обмотками вверх:

  • Берем провод и прикладываем один его конец на плюсовую клемму, другой на болты стартера. Если крутить плохо, значит проблема в стартере. Если же стартер нормально работает, значит проблема не в нем;
  • Не помешает также прозвонить реле. Впустить напряжение в 12 В на вывод реле, а минус приложить к корпусу.
    Омметр присоединить к контактным болтам. Если реле функционирует нормально, муфта будет отодвигаться в отверстие, а болты будут искрить.
    Омметр все это показывает на шкале. Если скачков напряжения не наблюдается, то скорее всего, реле следует заменить или провести ремонт.

Вообще втягивающее реле стартера имеет следующий принцип действия:

  • подается 12 В от замка зажигания;
  • из-за этого бендикс начинает свою работу, и рычаг внутри реле замыкает контакт, идущий от аккумуляторной батареи;
  • плюс передается щеткам стартера, которые начинают крутить якорь;
  • шестеренки передают крутящий момент бендиксу, который передает движение маховику.

Ремонт реле

Такую вот имеет конструкцию ваз 2108 стартер. Ремонт его рекомендуется начинать со снятия реле. Для извлечения его со стартера нужно действовать сверх-осторожно, дабы не сломать его.
Для начала нужно вооружиться следующими инструментами:

  • ключами гаечными и торцовыми;
  • удлинителем для головок торцовых;
  • отверткой;
  • торцовой головкой.

Идем дальше:

  • снимаем стартер так, как было сказано выше;
  • выворачиваем болты, соединяющие реле со стартером;
  • заменяем новым реле так, чтобы наконечник втягивающего реле зацепился с рычагом привода;
  • ставим стартер на место;
  • соединяем провода.

Разбор стартера

В данном случае речь идет о корпусе стартера с магнитами. Внутри него находится обмотка медного типа. Также следует проследить затем, чтобы щетки в процессе демонтажа и сборки легли правильно.
Обычно они не хотят умещаться в отверстии держателя, где удерживают якорь.
Поэтому выполняем все в данной последовательности:

  • отворачиваем ключом на 10 две гайки шпилек, как показано на фото ниже:
снятие гаек стяжных шпилек

снятие гаек стяжных шпилек

Дальше:

  • извлекаем стартер вместе с якорем со шпилек;
  • с вала якоря снимаем центральную шестерню;
  • отворачиваем фигурной отверткой два винта задней крыки;
  • снимаем заднюю крышку.
снятие задней крышки стартера

снятие задней крышки стартера

  • извлекаем щетки в сборе;
  • затем снимаем якорь из статора;
  • на оси якоря имеется регулировочная шайба, которую нужно извлечь;
  • снять опору вала якоря;
  • видим три планетарных шестерни привода.
три шестерни привода стартера

три шестерни привода стартера

  • извлекаем данные шестерни;
  • теперь нужно извлечь привод (для этого нажимаем пальцем на шестерню, а отверткой поддеваем опору рычага/привод должен выйти с опорой вала и рычагом);
  • отделяем опору от рычага.
снятие опоры с рычага стартера

снятие опоры с рычага стартера

  • коронную шестерню опираем торцевой частью на деревянный брусок;
  • берем рожковый ключ на 13 и располагаем его на ограничительном кольце, как того требует инструкция;
  • ударяем молоточком по ключу так, чтобы спрессовать стопорное кольцо;
  • извлекаем запорное кольцо, поддев отверткой;
  • теперь вынимаем ограничительное кольцо хода шестерни привода.
снятие ограничительного кольца хода шестерни привода

снятие ограничительного кольца хода шестерни привода

  • извлекаем сам привод в сборе;
  • берем щипцы и разжимаем стопорное кольцо;
  • снимаем его.

Извлекаем шайбу и опору вала привода, как показано ниже:

снятие шайбы и опоры вала привода

снятие шайбы и опоры вала привода

  • извлекаем с вала привода коронную шестерню планетарного редуктора;
  • осматриваем состояние коллектора и обмотки якоря (все должно быть чисто, без следов обугливания);
  • если на коллекторе замечаем царапины, обрабатываем мекой наждачной бумагой;
  • если наблюдается сильное обгорания или износ якоря, его нужно заменить;
  • если замечаем задиры или наволакивания материалов подшипников на шейке вала, обрабатываем все мелкой наждачной бумагой;
  • обмотку якоря проверяем омметром на замыкание;
  • если износились щетки, то нужно поменять щеткодержатель в сборе;
  • проводим сборку в обратном порядке;
  • перед установкой щеткодержателя, все пружины нужно будет снять и щетки вдвинуть в направляющие.

Данная инструкция поможет начинающим автомобилистам и бывалым шоферам неплохо сэкономить, ведь цена на новый стартер или услуги по его ремонту очень высокие сегодня.

Разборка стартера автомобилей ВАЗ 2108, 2109, 21099

разборка стартера 29.3708Для проведения ремонта, обслуживания или замены деталей стартер необходимо снимать с двигателя и разбирать. Посмотрим как это сделать быстро — без лишних затрат времени и сил на примере разборки стартера 29.3708 широко применяемого на автомобилях ВАЗ 2108, 2109, 21099.

Необходимые инструменты

— Отвертка шлицевая (крестовая)

— Молоток

— Ключи (рожковые или накидные) на 10, 13 и 17 мм

— Съемник стопорных колец (необязательно)

— Пассатижи

Подготовительные работы

— Снимаем стартер с двигателя автомобиля

Порядок разборки стартера 29.3708

— Снимаем тяговое (втягивающее) реле

Для этого ключом на 13 мм отворачиваем гайку крепления наконечника вывода обмоток стартера, и отсоединяем наконечник от контактного болта тягового реле. Шлицевой отверткой (так же могут применяться винты под крестовую отвертку или ключ на 10 мм) отворачиваем три винта крепления реле и отсоединяем его от корпуса стартера.

тяговое реле отсоединяем
Снимаем тяговое (втягивающее) реле стартера

При этом выводим из зацепления с наконечником рычага привода (бендикса) серьгу сердечника реле.

отсоединяем втягивающее
Снимаем сердечник втягивающего реле
— Снимаем защитную крышку щеточного узла стартера

Для этого шлицевой (крестовой) отверткой отворачиваем два винта ее крепления.

крепление крышки стартера
Снимаем заднюю защитную крышку стартера

Отсоединяем крышку от корпуса стартера. Под ней резиновое кольцо-прокладка.

крышка и корпус стартера
Снимаем уплотнительное кольцо защитной крышки
— Извлекаем ось рычага привода стартера (бендикса)

Для этого плоскогубцами сжимаем усы ее фиксатора и ими же вынимаем фиксатор из отверстия на оси. Выбиваем ось из отверстия в корпусе стартера. Для выбивания оси  можно использовать гвоздь подходящего диаметра и молоток.

ось бендикса
Извлекаем ось бендикса (привода стартера)
— Снимаем кольцо ограничителя хода бендикса

Сбиваем его легкими ударами молотка (можно через рожковый ключ на 17 мм).

сбиваем ограничительное кольцо
Сбиваем ограничительное кольцо хода бендикса

Находящееся под ним стопорное кольцо снимаем съемником или просто поддеваем шлицевой отверткой.

стопорное кольцо бендикса
Снимаем стопорное кольцо ограничителя хода бендикса
— Отворачиваем два длинных винта стягивающих две половинки корпуса стартера

Для этого необходим ключ на 10 мм. Болты вынимаем, половинки разъединяем. Если не разъединяются, слегка стукаем молотком по передней половинке.

стяжные болты стартера
Отворачиваем стяжные болты корпуса стартера
— Извлекаем привод стартера (бендикс)

Вынимаем резиновую заглушку из прорези в передней части корпуса стартера. При помощи отвертки отсоединяем ножки рычага привода от выступов на самом приводе.

бендикс
Снимаем привод стартера («бендикс»)

Выдвигаем бендикс вперед и вынимаем.

вынимаем бендикс
Детали привода («бендикса»)
— Разъединяем якорь и корпус стартера

Для этого поддеваем отверткой и снимаем стопорное полукольцо на хвостовике якоря. Так же снимаем находящуюся под ним шайбу.

стопорное кольцо якоря
Снимаем стопорное кольцо вала якоря

При необходимости снять обмотки статора отворачиваем винты их крепления на корпусе стартера.

детали стартера
Снимаем якорь и обмотки статора стартера
— Снимаем щетки

При необходимости снять щетки отворачиваем винты их крепления и извлекаем.

снимаем щетки стартера
Снимаем щетки стартера
Примечания и дополнения

— Как быстро и правильно собрать стартер — «Сборка стартера 29.3708 автомобилей ВАЗ 2108, 2109, 21099».

— Еще один стартер 5712.3708, устанавливаемый на автомобили ВАЗ 2108, 2109, 21099 имеет несколько иную конструкцию, и его разборка отличается от разборки стартера 29.3708.

Источники

  • twokarburators.ru/razborka-startera-avtomobiley-vaz-2108-2109-21099/
  • masteravaza.ru/starter-2/vaz-2108-remont-startera-53
  • vaz-russia.com/remont-vaz-2108/remont-startera-na-vaz-2108-vaz-2109-vaz-21099.html
  • zapchasti.expert/starter/starter-vaz-2108.html
  • drive2.ru/l/5378810/