ВАЗ-2108 «Спутник»/Samara (другое неоф. название «Восьмёрка» или «Зубило») — легковой трехдверный переднеприводный автомобиль с кузовом типа хэтчбек. Разработан и серийно выпускался на Волжском автомобильном заводе в 1984—2003 годах. Представлял собой базовую модель в семействе моделей Лада «Спутник». C 2003 года на конвейере автомобиль заменён моделью ВАЗ-2113.

Экстерьер

Первоначально автомобиль выпускался с так называемым «коротким» передним крылом, но это оказалось непрактично, так как пластмассовая накладка на передок быстро «отходила» от крыльев и деформировалась от воздействия солнца.

Начиная с 1991-го года был разработан новый дизайн передка, с крыльями и капотом увеличенной длины. Кроме этого изменилась фальшрадиаторная решетка, что придало автомобилю более современный облик

Интерьер

С начала выпуска автомобиль комплектовался «низкой» панелью приборов.

С 1991 года на ВАЗ-2108 начали устанавливать «высокую» панель приборов, которая отличалась наличием тахометра и отсутствием вольтметра, а также измененной эргономикой.

Двигатель и коробка передач

На автомобиле установлен четырехцилиндровый четырехтактный карбюраторный или инжекторный двигатель объемом цилиндров 1100 см3, 1300 см3, или 1500 см3, (в зависимости от модификации) с рядным расположением цилиндров и с распределительным валом, размещенным на головке цилиндров. Двигатель специально спроектирован для поперечного расположения на переднеприводном автомобиле. Двигатель в сборе с коробкой передач и сцеплением образуют силовой агрегат. Он установлен на автомобиле на трех эластичных опорах.

В зависимости от комплектации автомобиля устанавливается четырех- или пятиступенчатая коробка передач. Конструктивно коробка передач объединена с главной передачей и дифференциалом. Крутящий момент от коробки передач передается на ведущие колеса через привод передних колёс.

Модификации

Серийные
ВАЗ-2108 — базовая модель автомобиля с карбюраторным двигателем объемом 1.3 литра и 4-х ступенчатой КПП.
ВАЗ-21083 — модель с двигателем объемом 1.5 литра и 5-ти ступенчатой КПП.
ВАЗ-21083-20 — модель с инжекторным двигателем объемом 1.5 литра и 5-ти ступенчатой КПП.
ВАЗ-21086 — аналогичная базовой экспортная модель с правым расположением рулевого управления.
ВАЗ-21087 — аналогичная модели ВАЗ-21081 экспортная модель с правым расположением рулевого управления.
ВАЗ-21088 — аналогичная модели ВАЗ-21083 экспортная модель с правым расположением рулевого управления.
ВАЗ-2108-91 — модель с с двухсекционным РПД ВАЗ-415 мощностью 140 л.с., объемом 1308 см3.

Спортивные
ВАЗ 2108 Ралли 4X4

Разработка ВАЗ 29081. По проекту, автомобиль должен был обладать трехсотсильным двигателем.

Раллийная Лада

Лада Эва

Лада Т3

Экспорт и окончание производства

В 1990 году на Брюссельском автосалоне бессменный дилер советских автомобилей в Европе компания Scaldia – Volga представляет подготовленный к мелкосерийному производству стильный кабриолет Lada Natasha. В Брюсселе, а позже в Братиславе и Праге открываются небольшие производства, где новые автомобили выпускаются уже мелкими партиями. Основная часть их уходит на экспорт во Францию и Испанию, где эти машины пользовались успехом за счет демпинговых цен и, в целом, сбалансированной конструкции.

Lada Natasha

Lada Konelia

Попытка возобновить экспорт. Lada Baltic.

Французская реклама Самары

В 2004 году Лада-113 сменила в производстве ВАЗ 2108. На этом закончилась официальная история первого массового советского легкового переднеприводного автомобиля

Три экспортных модификации ВАЗ-2108 или как в Европе выглядели «зубилы»

В СССР Автоэкспорт с большим желанием трудился на благо родины, задача стояла простая – получить как можно больше валюты, и знаете — получалось, сегодняшние продажи Лада не сравнить с результатами былых советских времен. Вчера у нас был небольшой обзор экспортных модификаций ВАЗ-2107, но намного большей популярностью в Европе пользовалась модель 2108. Первая свободная от привязки к узлам и агрегатам Fiat 124 модель, да помогли коллеги из Porsche, но получился отличный автомобиль по тем временам, не просто так его продолжают выпускать сегодня в новом, более современном фантике.

У меня была 2114, я взял её с пробегом в 120 тысяч. В первые дни владения провел для автомобиля большое ТО, поменял диски, колодки, прокладку клапанной крышки, ремень ГРМ и ролики, приводной ремень, естественно масла и фильтра, еще задние ступичные подшипники. После этого 2-а года я ездил и не знал бед, делаю регламентные работы, но на ВАЗ садиться желания нет. Экономичный мотор, нормальная динамика, но тесно, все скрипит и начала ржаветь, так и расстались с ней. Ладно вернемся к теме.

Три экспортных модификации ВАЗ-2108 или как в Европе выглядели "зубилы"
В Европу ВАЗ – 2108 поставляли с именем Samara, которое после перекочевало и на наш рынок. Основное отличие экспортной модели заключалось в подходе и сборке. Конкуренция больше и в то время как на своем рынке “и так сойдет”, то для забугорных жителей производили качественную отбраковку автомобилей, а на месте меняли некоторые узлы и агрегаты, например, стартер, производили антикоррозийную обработку.

Но это далеко не все, на месте дилеры доделывали автомобиль сточки зрения дизайна и стиля. Ниже будут фото немецких каталогов для 2108. За дополнительную плату покупатель мог получить совершенно другой автомобиль. Начиная с банальных вещей, окрас, люк и диски, заканчивая кондиционером, который любезно разработали для нас Японцы, как вам кондиционер на карбюраторном моторе ВАЗ в 80-х?

Три экспортных модификации ВАЗ-2108 или как в Европе выглядели "зубилы"
Как вам возможные варианта салона для Lada Samara, как вам обвес, который позже всем будет знаком по 2114. Опционально можно было ставить сиденья Recaro, интересные 4-спицевые рули, вставлять люк и кучу других мелочей.
Три экспортных модификации ВАЗ-2108 или как в Европе выглядели "зубилы"
Три экспортных модификации ВАЗ-2108 или как в Европе выглядели "зубилы"
В 90-х начался спад продаж, и наши представители в Европе решили немного доработать автомобиль для более молодой аудитории и сделать 2108 брутальной и более дорогой. Так появилась модификация LADA CANELIA.
Три экспортных модификации ВАЗ-2108 или как в Европе выглядели "зубилы"
Три экспортных модификации ВАЗ-2108 или как в Европе выглядели "зубилы"
Изменения коснулись в первую очередь внешнего вида, альтернативный вариант оптики и бамперов, мне очень нравится, как смотрятся эти раздвоенные фары. Обратите внимание на порог, в точности как был у меня на 2114.
Три экспортных модификации ВАЗ-2108 или как в Европе выглядели "зубилы"
Внешне получилось очень даже круто, автомобиль стал выглядеть свежее и современней, особенно на с этими красивыми дисками. Также немного была доработана подвеска, но по факту техническая сторона осталась прежней.

Отдельно можно отметить попытки европейских и канадских дилеров сделать версию кабриолет, наиболее популярным является Lada Natasha.

Три экспортных модификации ВАЗ-2108 или как в Европе выглядели "зубилы"
На этом все, модификаций на самом деле было на много больше, но об остальных как-нибудь позже поговорим.

Всем спасибо за внимание! Ставьте большой палец вверх, если вам понравились такие экспортные версии 2108, а также подписывайтесь на наш канал, чтобы не пропускать новые публикации!