Сейчас постараюсь рассказать, но как всегда кратко не получится. Фотографий большое количество, поэтому пришлось объединять, чтобы не упустить каждый шаг. Естественно с начало ослабляем натяжку генератора и снимаем ремень и шкив, закручивая обратно болт. Если с верху много было помыто, то с низу имеется такой слой грязи, что правильно, решил сразу поменять сальники.

Выставляем верхнюю мертвую точку (ВМТ). Ослабляем ролик, проворачиваем его и снимаем ремень грм. Затем сам ролик. Ролик имеет металлическую обойму интересно какого он года, так как новый ВПЗ имеет уже пластмассовую обойму. Так же видим, что ГБЦ с обозначение 2108 1 имеет 2 отверстия под шпильку. Это говорит о том, что ГБЦ рассчитана на 2 разных блока 1,1 и 1,3 имея разную высоту блока.

На одном из сайте эту ГБЦ в 2010 году назвали раритетной. Вернемся к разборке, откручиваем верхний шестерню ключом на 17, для удобства в отверстия шестерни вставляем головку на 10 и надеваем на гайку кожуха задней крышки грм (как описано в книге по ремонту). Первое, что видим, это сальник распредвала намазан герметиком. Второй и более ужасный момент, это шестерня в месте установке шпонки имеет разбитый паз, шпонка с забитыми краями. Итог однозначно замена.

Начнем пожалуй

Начнем пожалуй

 

Процесс разборки

Процесс разборки

 

Первые дифекты

Первые дифекты

 

С виду хороший ролик причем металлический обод

С виду хороший ролик причем металлический обод

Следующим движением хотел снять нижнею шестерню, в книге написано, возьмите с двух сторон и подденьте отверткой, не тут то было. Шестерня так просто не идет. Доступ, чтобы подлезть только с одно стороны, со второй мешает кожух задней крышки. Поэтому, сливаем тосол с блока и откручиваем кожух и соответственно помпу. Так как авто 91 года и лонжерон старого образца (многие знают). Поэтому для снятие помпы и кожуха, пришлось открутить переднюю подушку двигателя и на домкрате с деревянной проставкой поднять двигатель, обеспечив дополнительное пространство. После этого одновременно снимем кожух грм и помпу. Сняв помпу увидел галограмму и метку ТЗА, помпа стояла хорошая оригинал. Но имеет уже небольшое закусывание в подшипнике.

Гряз, на кожухе

Гряз, на кожухе

 

Помпа ТЗА

Помпа ТЗА

Только после этого с двух сторон появился доступ к нижней шестерни. Через не которое время она поддалась, естественно будет заменена на новую.

Нижняя шестерня

Нижняя шестерня

Вся система разобрана, все в масле теперь предстоит это все хорошо отмыть. Как же приятно смотреть на чистоту, это заняло не которое время. С помощью зеркало обратил внимание, что распредвал из за того, что шестерня разбита в месте установке шпонки имеет зазубрины. На этом суббота была закончена.

До отмывке

До отмывке

 

После

После

С утра посетил любимый автомагазин в котором были приобретены следующие запчасти:
1. Шестерня ГРМ 2108-1006020 большая «ДААЗ»- 140 р
2. Шестерня ГРМ 2108-1005030 малая «ДААЗ» — 85р
3. Шпонка 2108-1005017 2 шт – 32р
4. Штифт шестерни ГРМ 2108-1005031 — 10р
5. Оплетка пвх проводов D9 5метров -100р
6. Реле 4х контактное – 58р
7. Колодка реле – 10р
8. Кронштейн 2108-5208558 клапана омывателя – 15р
9. Прокладка помпы бумажная – 3р
10. Прокладка помпы пробковая – 16р
11. Герметик прокладка – 84р
Итого на сумму 553р

Новые шестерни, сравниваем

Новые шестерни, сравниваем

 

Набор для подключения электровентилятора

Набор для подключения электровентилятора

 

Так на всякий случай, вдруг пригодиться

Так на всякий случай, вдруг пригодиться

Приступаем к сборке. Прогнал метчиком и плашкой резьбу в блоке и болтах для установке помпы.

Подготовка к сборке

Подготовка к сборке

Принялся к замене сальников распредвала и коленвала. Верхний сальник имеет обозначение материала NBR – нитрильная резина и вроде как клеймо 99 год. Сальник задубел, потрескался, очень аккуратно отламывал кусочек сальника, чтобы его сместить с рапредвала, в какой то момент он пошел и был вытащен. На его место встал новый сальник БРТ – фторкаучук FRM.

Снимем сальник

Снимем сальник

 

Устанавливаем новый

Устанавливаем новый

А вот сальник коленвала был уже установлен фирмы Elring и как только я поднес отвертку он просто выпрыгнул из своего места, он настолько мягкий, что просто болтался в своем посадочном месте. Так же был установлен новый сальник БРТ – фторкаучук FRM.

Сальник коленвала до-после

Сальник коленвала до-после

Теперь посмотрим на помпу Kroner. В комплекте идет паранитовая прокладка. С начало я начал замерять расстояние от крыльчатки до места установке блока, взял даже пластилин. Но расстояние оказалось очень приличное. Сходил за родной помпой ТЗА, сравнив их между собой, оказалось, что помпа Kroner – крыльчатка рассоложена ниже аж на 3-4мм. Поэтому из имеющихся прокладок выбрал самую тонкую, которая была паранитовая. По хорошему нужно было вырезать прокладку из листа а4 и поставить. Но и эта мера не спасет с этой помпой. Поэтому покупайте только хорошие помпы, к таким я отношу ТЗА. Устанавливаем обратно уже мытый кожух грм и помпу.

Выбираем прокладку

Выбираем прокладку

 

Установка

Установка

Следующим этапом установка шестеренок. Нижняя встала легко, как и должна сниматься. А вот верхняя не хотела вообще одеваться, из за того что имеются заусенцы о которых писал выше. Только после обработки надфилем, шестерня встала на свое место. Собираем натяжной ролик, не забыв про кольцо.

Шестерни

Шестерни

Последним этапом установка нового ремня ГРМ и натяжка. В конце проворачиваем на 2 оборота коленчатывал вал и проверяем совпадение меток, если не получилось повторяем процедуру установке.

Сборка закончина

Сборка закончина

На этом воскресенье подошло к концу. Выходные провел с пользой.

Проверяем метки ГРМ автомобиля ВАЗ за две минуты

Несколько лет назад на одном из автомобильных форумов прочитал информацию о том как проверить правильность установки фаз ГРМ на любом восьмиклапанном двигателе переднеприводного автомобиля ВАЗ практически без использования инструмента и не имея навыков в ремонте авто. Учитывая то, что работаю я на СТО, этот способ часто помогает мне сэкономить время поиска неисправности на отечественных машинах.

Вид на ремень привода ГРМ двигателя ВАЗ 21083 из под капота

Вид на ремень привода ГРМ двигателя ВАЗ 21083 из под капота

Владельцы Лад, самостоятельно занимающиеся ремонтом и обслуживанием своих авто, знают, что метки ГРМ восьмиклапанного двигателя находятся на верхнем и нижнем шкивах ГРМ. и для проверки правильности установки меток необходимо сначала снять ремень привода вспомогательных агрегатов, снять кожух, защищающий ремень ГРМ, затем поддомкратить автомобиль и снять переднее правое колесо. После этого снимается полностью, либо частично откручивается и отгибается пыльник (защита) двигателя. Это даёт доступ к болту шкива коленвала ( который закручен с довольно большим моментом и его откручивание иногда бывает очень даже проблематично). И только сняв шкив ремня привода вспомогательных агрегатов ( он же демпфер, он же задающий диск) мы получаем доступ к долгожданной метке зубчатого шкива коленвала.

Метка ГРМ на шкиве распредвала

Метка ГРМ на шкиве распредвала

Кто-то может возразить, что дублирующая метка есть на маховике и для её проверки нужно только снять резиновую заглушку в кожухе сцепления. Но… Во первых это работает, только если на автомобиле не снимался (или снимался и был правильно установлен назад) маховик. Так как после снятия, его зачастую устанавливают развернув на 180 градусов, на запоминая в каком положении он стоял изначально. Во вторых заглушка расположена в не очень удобном месте и высмотреть на маховике метку бывает тоже не просто.

Короче эти варианты не для нас. Всё что нам понадобится сделать, это снять пластиковый кожух ГРМ. Для этого открываем капот, берём ключик на 10 (в случае восьмёрок, пятнашек, десяток) или шестигранник на 5 (в случае грант и новых калин) и откручиваем три болта крепления кожуха и снимает кожух.После этого снимаем автомобиль с ручника и включаем пятую передачу, для того чтобы провернуть двигатель просто толкая автомобиль. Выставляем таким образом метку на шкиве распредвала, после чего обращаем своё внимание на шкив ремня генератора, а точнее на задающий диск датчика коленчатого вала, находящийся на этом шкиве. И видим на задающем диске два пропущенных зуба. При правильно установленном ремне и демпфере, первый зуб после пропущенных, со стороны салона автомобиля (т.е. против часовой стрелки) должен находиться ровно на против передней ветки ремня ГРМ.

Передний виток ремня ГРМ должен находиться напротив первого после пропущенных зуба задающего диска

Передний виток ремня ГРМ должен находиться напротив первого после пропущенных зуба задающего диска

И всё! На этом наша проверка меток завершена.Если метки совпадают, ставим назад кожух ремня и ездим и радуемся либо, если езда не радует, ищем неисправность в другом месте.

А вот если метки не совпадают, то тут уже есть варианты. Либо не правильно установлен ремень ГРМ, либо не на месте шкив ремня генератора. Дело в том, что на шкив напресован задающий диск датчика коленчатого вала и при правильно установленном ремне ГРМ, но не правильно спозиционированном шкиве, двигатель не будет нормально работать, либо не заведётся вообще.

Шкив генератора устанавливается на зубчатый шкив коленвала в одном положении, которое задаётся круглой шпонкой. вставленной в шкив коленвала, для которой есть отверстие в шкиве генератора.

Шпонка на задающем диске

Шпонка на задающем диске

Нередко, при замене ремня ГРМ, из за не очень удобного расположения, при установке шкива генератора, отверстие не точно совмещают со шпонкой и шпонка проваливается внутрь зубчатого шкива. Второй распространённый вариант это затянутый с недостаточным моментом болт шкива коленвала. В этом случае, даже при правильно установленной шпонке, её может срезать и метки «уйдут».

Чтобы проверить на месте ли шпонка, достаточно выкрутить руль до конца вправо, открутить верхний винт крепления металлического пыльника двигателя и отогнуть его край. Отверстие в шкиве и наличие в нём шпонки можно рассмотреть из за колеса. Если шпонка отсутствует, тогда разбираем привод ГРМ и устанавливаем её. Если шпонка на месте, а метки не совпадают, то значит не правильно установлен ремень ГРМ и дальнейшая разборка не требуется. Ремень можно переставить, контролируя его положение вышеописанным способом по задающему диску датчика коленвала. Для этого прокручиваем двигатель пока первый зуб после пропущенного на шкиве коленвала не станет чётко напротив передней ветки ремня ГРМ, затем ослабляем натяжной ролик и снимаем ремень со шкива распредвала. Провернув распредвал (можно за болт шкива (вообще нельзя, конечно за болт, но если очень хочется, то можно) ), совмещаем метку на нём с меткой на задней крышке и надеваем ремень. После этого натягиваем ремень и снова контролируем положение «меток».

Хочу предостеречь владельцев свежих ВАЗов, не имеющих навыков ремонта, что на Грантах и на Калинах 2, выпущенных до середины лета 2018 года на восьмиклапанных двигателях с облегчённой ШПГ гнёт клапана. Поэтому при самостоятельном ремонте, связанном с ГРМ, будьте очень осторожны и перепроверяйте всё по нескольку раз.

Надеюсь эта информация для кого-то будет полезной. Если что-то написал непонятно, спрашивайте в комментариях, постараюсь объяснить. Если статья понравилась, ставьте лайки и подписывайтесь на канал. Постараюсь и дальше делиться полезными фишками в ремонте авто.