Стартер любого автомобиля, в том числе и ВАЗ 2107, предназначен для запуска двигателя. Обычно он представляет собой четырехщеточный четырехполюсный электродвигатель постоянного тока. Как и любой другой узел, стартер нуждается в периодическом обслуживании, ремонте и замене.
СТАРТЕР ВАЗ 2107
Для запуска двигателя ВАЗ 2107 достаточно несколько раз провернуть коленчатый вал. Конструкция современного автомобиля позволяет сделать это без особых усилий с помощью стартера, который, в свою очередь, приводится в действие ключом зажигания.
НАЗНАЧЕНИЕ СТАРТЕРА
Стартер представляет собой электродвигатель постоянного тока и обеспечивает силовой агрегат автомобиля энергией, необходимой для его запуска. Электропитание он получает от аккумулятора. Мощность стартера для большинства легковых автомобилей составляет 3 кВт.
ВИДЫ СТАРТЕРОВ
Различают два основных типа стартеров: редукционный и простой (классический). Наиболее распространён первый вариант. Редукционный стартер имеет более высокий КПД и небольшие размеры, а для его запуска требуется меньше энергии.
РЕДУКЦИОННЫЙ СТАРТЕР
На ВАЗ 2107 производитель устанавливает редукционный стартер. Он отличается от классического варианта наличием редуктора, а постоянные магниты в обмотке двигателя заметно увеличивают надёжность и эффективность устройства. Стоит такой стартер примерно на 10% дороже классического, но при этом имеет больший эксплуатационный ресурс.
Слабым местом такого стартера является сам редуктор. Если он изготовлен некачественно, то пусковое устройство выйдет из строя раньше обычного своего срока. Большое внимание заслуживает материал, из которого делают редукторы.
ВЫБОР СТАРТЕРА ДЛЯ ВАЗ 2107
Стартер выполняет в автомобиле важнейшие функции. Поэтому к его выбору следует отнестись максимально ответственно. На ВАЗ 2107 можно устанавливать стартеры от других автомобилей, в том числе и иномарок, с подходящими креплениями и техническими характеристиками. Оптимальным вариантом являются модели с мощным редуктором — стартеры от «Нивы Шевроле» или инжекторной семёрки.
При выборе стартера необходимо учитывать следующие моменты.
- Стартеры СТ-221 отечественного производства мощностью 1,3 Вт, которые устанавливались на первые классические модели ВАЗ, имели цилиндрический коллектор. Шестерни привода приводились в действие электромагнитами. В устройство такого стартера входит роликовая обгонная муфта, дистанционное управление и втягивающее реле с одной обмоткой.
- Стартер 35.3708 отличается от СТ-221 лишь устройством задней части и обмотки, которая состоит из одной шунтовой и трёх сервисных катушек (у СТ-221 по две катушки каждого вида).
Эти стартеры больше подходят для карбюраторных ВАЗ 2107. На семёрки с инжекторым двигателем предлагается устанавливать один из следующих вариантов:
- КЗАТЭ (Россия) номинальной мощностью 1.34 кВт. Подходит для карбюраторных и инжекторных ВАЗ 2107.
- Dynamo (Болгария). Конструкция стартера оптимизирована в соответствии с требованиями потребителей.
- LTD Electrical (Китай) мощностью 1.35 кВт и меньшим сроком службы.
- БАТЭ или 425.3708 (Беларусь).
- FENOX (Беларусь). Конструкция предполагает использование постоянных магнитов. Хорошо запускается в морозы.
- Eldix (Болгария) 1.4 кВт.
- Oberkraft (Германия). При небольших размерах создаёт большой крутящий момент.
Всех производителей стартеров можно условно разделить на оригинальные и вторичные:
- Оригинальные: Bosch, Cav, Denso, Ford, Magneton, Prestolite.
- Вторичные: Protech, WPS, Cargo, UNIPOINT.
Среди стартеров от вторичных производителей много низкокачественных и дешёвых китайских устройств.
Средняя стоимость хорошего стартера для ВАЗ 2107 варьируется в пределах 3–5 тысяч рублей. Цена зависит не только от производителя, но и от комплектации, условий доставки товара, маркетинговой политики фирм и т. д.
ВИДЕО: ОСОБЕННОСТИ СТАРТЕРА КЗАТЭ
ДИАГНОСТИКА НЕИСПРАВНОСТЕЙ СТАРТЕРА ВАЗ 2107
Стартер ВАЗ 2107 может выйти из строя по различным причинам.
СТАРТЕР ГУДИТ, НО ДВИГАТЕЛЬ НЕ ЗАПУСКАЕТСЯ
Причинами ситуации, когда стартер гудит, но двигатель не заводится, могут быть следующие моменты.
- Зубья шестерни стартера со временем перестают входить (или плохо входят) в зацепление с маховиком. Это обычно происходит при использовании неподходящей смазки для двигателя. Если зимой в мотор залить густое масло, стартер будет с трудом проворачивать коленвал.
- Шестерня, входящая в зацепление с маховиком, может быть перекошена. В результате зубья сцепляются с венцом маховика лишь одним краем. Это обычно связано с выходом из строя демпферной системы бендикса. Внешне это проявляется в форме характерного гула или скрежета и результируется в виде сломанных зубьев маховика или привода.
- Произошли нарушения в системе подачи на стартер электропитания (износились щётки, окислились клеммы и т. п.). Недостаточное напряжение не позволяет пусковому устройству разогнать маховик до нужных оборотов. Стартер при этом вращается нестабильно, появляется гул и жужжание.
- Вышла из строя толкающая вилка, подводящая зубья стартера к венцу маховика и убирающая их после запуска двигателя. Если эта вилка деформирована, реле может сработать, но ведущая шестерня не войдёт в зацепление. В результате стартёр гудит, но двигатель не заводится.
СТАРТЕР ЩЁЛКАЕТ, НО НЕ ПРОВОРАЧИВАЕТСЯ
Иногда стартер ВАЗ 2107 щёлкает, но не крутится. Это может происходить по следующим причинам.
- Возникли проблемы с электропитанием (разрядился аккумулятор, ослабли клеммы АКБ или отсоединилась масса). Следует подзарядить батарею, затянуть клеммы, провести разминусовку и т. п.
- Ослабло крепление втягивающего реле к корпусу стартера. Обычно это происходит при езде по плохим дорогам или в результате чрезмерно сильной затяжки болтов крепления, которые в процессе движения просто ломаются.
- В тяговом реле произошло короткое замыкание, и подгорели контакты.
- Перегорел идущий к стартеру плюсовой кабель. Также возможно ослабление креплений этого кабеля. В последнем случае достаточно затянуть гайку крепления.
- В результате износа втулок заклинил якорь стартера. В такой ситуации необходима замена втулок (потребуется демонтаж и разборка стартера). К аналогичному итогу может также привести замыкание или обрыв в обмотках якоря.
- Деформировался бендикс. Чаще всего оказываются повреждёнными его зубья.Бендикс стартера ВАЗ 2107 выходит из строя довольно часто
ВИДЕО: СТАРТЕР ВАЗ 2107 ЩЁЛКАЕТ, НО НЕ ПРОВОРАЧИВАЕТСЯ
ТРЕСК ПРИ ЗАПУСКЕ СТАРТЕРА
Иногда при повороте ключа зажигания со стороны стартера раздаётся треск и скрежет. Это может происходить в результате следующих неисправностей.
- Ослабли гайки крепления стартера к кузову. Вращение стартера приводит к сильной вибрации.
- Износились шестерни стартера. При запуске обгонная муфта (бендикс) начинает издавать треск.
- Из-за недостатка или отсутствия смазки бендикс начал перемещаться по валу с затруднениями. Следует смазать узел любым моторным маслом.
- Повреждённые в результате износа зубья маховика перестают входить в зацепление с шестернёй стартера.
- Открутился ролик привода ГРМ. В этом случае треск раздаётся при запуске двигателя и исчезает после прогрева.
СТАРТЕР НЕ ЗАПУСКАЕТСЯ
Если стартер совсем не реагирует на поворот ключа зажигания, возможны следующие ситуации:
- Стартер неисправен.
- Вышло из строя реле стартера.
- Неисправна цепь электроснабжения стартера.
- Перегорел предохранитель стартера.
- Неисправен замок зажигания.
ПРОВЕРКА СТАРТЕРА ВАЗ 2107
Если двигатель На ВАЗ 2107 не заводится, обычно сначала проверяют стартер. Делается это следующим образом.
- Стартер снимается с кузова и очищается от грязи.
- Вывод тягового реле соединяется отдельным проводом с плюсом АКБ, а корпус стартера — с минусом. Если рабочий пускатель не начал вращаться, проверка продолжается.
- Снимается задняя крышка устройства. Проверяются щётки. Угольки не должны быть стёртыми более чем на треть.
- Мультиметром измеряется сопротивление обмоток статора и якоря. Прибор должен показывать 10 кОм, в противном случае в цепи есть замыкание. Если же показания мультиметра стремятся к бесконечности, в катушке имеется обрыв.
- Мультиметром проверяются контактные пластины. Один щуп прибора соединяется с корпусом, другой — с контактными пластинами. Мультиметр должен показывать сопротивление более 10 кОм.
В процессе стартер проверяется на наличие механических повреждений. Все неисправные и повреждённые элементы меняются на новые.
РЕМОНТ СТАРТЕРА ВАЗ 2107
Стартер ВАЗ 2107 состоит из:
- корпуса;
- якоря;
- привода;
- реле.
Для ремонта устройства потребуется:
- съёмник для втулок;
- дрель со сверлом по металлу;
- плоскогубцы;
- отвёртка с плоским лезвием;
- комплект гаечных и трубных ключей;При ремонте стартера ВАЗ 2107 потребуется универсальный съёмник для втулок
- оправки и выколотки;
- чистая тряпка.
ДЕМОНТАЖ СТАРТЕРА
На смотровой яме или эстакаде снять стартер ВАЗ 2107 довольно просто. В противном случае автомобиль поднимается домкратом, а под кузов подкладываются упоры. Все работы производятся лёжа под машиной. Для демонтажа стартера необходимо.
- Отключить АКБ, сняв провода с клемм.
- Снять задний брызговик (если он есть).
- Открутить крепёжный болт, расположенный в нижней части щитка пускателя.При демонтаже стартера сначала необходимо открутить болт крепления нижней части щитка
- Выкрутить болты, соединяющие пусковое устройство с картером сцепления.
- Отсоединить все идущие на стартер провода.
- Вытащить стартер.После откручивания болтов крепления стартер можно вытащить снизу или сверху
ВИДЕО: ДЕМОНТАЖ СТАРТЕРА ВАЗ 2107 БЕЗ СМОТРОВОЙ ЯМЫ
РАЗБОРКА СТАРТЕРА
При разборке стартера ВАЗ 2107 следует выполнить следующие действия.
- Отвернуть большую гайку тягового реле.При разборке стартера сначала откручивается большая гайка тягового реле
- Снять вывод обмотки стартера и шайбы со шпильки.
- Отвернуть винты крепления реле к крышке стартера.Реле крепится к корпусу стартера с помощью винтов
- Вытащить реле, аккуратно придерживая якорь.
- Вытащить пружину.При разборке стартера вытаскивать пружину следует очень аккуратно
- Вынуть якорь из крышки, аккуратно потянув его вертикально вверх.При разборке стартера следует потянуть вверх и аккуратно вытащить верхний большой якорь
- Ослабить винты крепления задней крышки стартера.
- Снять крышку стартера и отодвинуть её в сторону.
- Вынуть стопорное кольцо вала и шайбу (указана на рисунке стрелкой).В процессе разборки стартера снимаются стопорное кольцо вала и шайба
- Отвернуть стягивающие болты.
- Отсоединить крышку вместе с ротором.После откручивания стягивающих болтов от стартера отсоединяется ротор
- Вывернуть мелкие винты крепления обмотки статора.Обмотки статора зафиксированы с помощью мелких винтов, которые при разборке необходимо выкрутить
- Извлечь из внутренней части статора изоляционную трубку.При разборке стартера из корпуса вытаскивается изоляционная трубка
- Разъединить статор и крышку.Крышка снимается со статора руками
- Перевернуть щёткодержатель и снять перемычку.Перемычка снимается после переворачивания щеткодержателя
- Продолжить разборку стартера, снимая все пружинки и щётки.
- Оправкой подходящего размера выпрессовать задний подшипник.Задний подшипник выпрессовывается с помощью оправки подходящего размера
- Плоскогубцами извлечь шплинт оси рычага привода.Шплинт оси рычага привода извлекается с помощью плоскогубцев
- Снять ось рычага привода.При разборке стартера ось рычага привода тоже снимается
- Вынуть из корпуса заглушку.
- Извлечь якорь.Внутренний якорь стартера отделяется от обоймы
- Отвёрткой сдвинуть с вала упорную шайбу.Упорная шайба сдвигается с вала с помощью отвёртки с плоским лезвием
- Снять стопорное кольцо, находящееся за шайбой.
- Снять обгонную муфту с вала ротора.Обгонная муфта крепится на валу с помощью фиксатора и стопорного кольца
- С помощью оправки выпрессовать передний подшипник.Передний подшипник выпрессовывается с помощью подходящей оправки
ЗАМЕНА ВТУЛОК СТАРТЕРА
Признаками износа втулок стартера являются:
- большой люфт якорного вала;
- следы от якоря на обмотках, которые он задевает во время вращения.
Втулки меняются на разобранном стартере. Различают втулки:
- проходные;
- непроходные.
Первые выбиваются выколоткой соответствующего размера или болтом, диаметр которого соответствует внешнему диаметру втулки.
Непроходная задняя втулка извлекается с помощью съёмника или высверливается.
Для замены втулок потребуется ремкомплект. Новые втулки обычно изготовлены из металлокерамики. Также будет необходимо подобрать соответствующего размера оправки. Запрессовывать втулки следует крайне аккуратно, избегая сильных ударов, так как металлокерамика — довольно хрупкий материал.
Специалисты рекомендуют поместить новые втулки перед установкой на 5–10 минут в ёмкость с моторным маслом. Материал за это время впитает масло и обеспечит хорошую смазку при дальнейшей эксплуатации. Втулки штатного стартера ВАЗ 2107 изготовлены из бронзы и являются более прочными.
ЗАМЕНА ЭЛЕКТРИЧЕСКИХ ЩЁТОК
Часто стартер выходит из строя из-за износа электрических щёток или угольков. Диагностировать и устранить неисправность довольно просто.
Уголёк представляет собой графитовый или медно-графитовый параллелепипед с подведённым и впрессованным многожильным проводом и алюминиевым креплением. Количество угольков соответствует количеству полюсов в стартере.
Для замены щёток потребуется:
- Снять заднюю крышку стартера.
- Открутить болты крепления щёток.
- Вытащить щётки.
При этом можно вывернуть только один болт, фиксирующий защитную скобу, под которой и расположены угольки.
В стартере ВАЗ 2107 имеется четыре щётки, каждую из которых можно вынуть через отдельное окошко.
РЕМОНТ ВТЯГИВАЮЩЕГО РЕЛЕ СТАРТЕРА
Основной функцией втягивающего реле является перемещение шестерни стартера до зацепления с маховиком с одновременной подачей электропитания. Это реле закреплено на корпусе стартера.
Кроме этого, на ВАЗ 2107 есть и реле включения, управляющее непосредственно электропитанием. Оно может располагаться в различных местах под капотом автомобиля и обычно фиксируется одним винтом.
При неисправности втягивающего реле сначала проверяют управляющее реле. Иногда ремонт ограничивается установкой на место соскочившего провода, затягиванием открутившегося винта или восстановлением окисленных контактов. После этого проверяются элементы втягивающего реле:
- корпус;
- якорь;
- контакты;
- магнитная система;
- возвратная пружина.
Обязательно осматривается корпус втягивающего реле. Если появились трещины, будет происходить утечка напряжения, и такое реле обязательно меняется на новое. Ремонтировать тяговое реле не имеет смысла.
Диагностика неисправностей втягивающего реле осуществляется в следующем порядке:
- Проверяется работа стартера. Если при повороте ключа зажигания слышатся щелчки, а двигатель не запускается, неисправен пускатель, а не реле.
- Стартер подключается напрямую, минуя реле. Если он работает, втягивающее реле нужно менять.
- Мультиметром измеряется сопротивление обмоток. Удерживающая обмотка должна иметь сопротивление 75 Ом, втягивающая обмотка — 55 Ом.При диагностике втягивающего реле измеряется сопротивление обмоток
Заменить втягивающего реле можно без демонтажа стартера. Для этого необходимо.
- Отключить АКБ.
- Очистить втягивающее реле и контакты от грязи.
- Снять контакт с болта.При замене втягивающего реле его контакт нужно снять с болта
- Вывернуть стяжные болты.Стяжные болты втягивающего реле выворачиваются трубным ключом
- Демонтировать реле.Реле выводится из зацепления с крышкой и снимается руками
Сборка и установка реле производится в обратном порядке. После окончания работ необходимо проверить работоспособность стартера.
СБОРКА И УСТАНОВКА СТАРТЕРА
В процессе разборки стартера необходимо запомнить или пометить, откуда снимались болты, винты и другие мелкие детали. Собирать устройство следует крайне аккуратно. При этом нужно не забыть зашплинтовать стопор, удерживающий вилку в передней крышке.
Таким образом, диагностировать неисправность, отремонтировать или заменить стартер ВАЗ 2107 довольно просто. Для этого не потребуется каких-либо специальных навыков. Стандартного набора слесарных инструментов и инструкций специалистов будет достаточно для выполнения работ своими руками.
Устройство и ремонт стартера ВАЗ 2107 — диагностика неисправностей
Запуск двигателя – задача ответственная. Когда мотор уже стартовал, его движение поддерживает маховик, выступающий аккумулятором момента вращения. Кроме того, сам коленвал имеет противовесы. И маховик, и конструктивные элементы коленвала создают инерцию, благодаря которой двигатель не замирает в «мертвой точке». Но для того, чтобы вся эта радость пришла в движение, нужен импульс извне. И вот его-то и создает стартер.
По принципу конструкции или работы стартер ВАЗ 2107 практически ничем не отличается от аналогичных устройств на другие автомобили. Разница лишь в том, что для ВАЗ, как и для многих бензиновых двигателей, можно использовать маломощный стартер, в то время как дизельный двигатель требует намного больше энергии для запуска.
Устройство и принцип работы стартера ВАЗ 2107
Стартер для «семерки» ничем принципиально не отличается от аналогичных устройств семейства «классики» да и иномарок в целом. По сути, это электромотор постоянного тока, который запитывается от автомобильного аккумулятора.

Основные конструктивные элементы:
- Электромотор (якорь, статор, щеточный узел), соединенный общей осью с бендиксом;
- Втягивающее реле, состоящее из втягивающей обмотки с сердечником, удерживающей обмотки;
- Вилка, соединяющая вал стартера и втягивающее реле;
- Обгонная муфта, возвратная пружина и другие элементы.
Принцип работы стартера:
- При старте ток от аккумулятора поступает на втягивающее реле и удерживающее реле одновременно, образуя магнитное поле на их обмотках;
- Под действием магнитного поля якорь втягивающего реле сдвигается назад по горизонтальной оси и через вилку выдвигает вперед бендикс;
- Как только бендикс занимает крайнее положение и входит в зацепление с зубчатым венцом маховика, замыкается контакт на мотор стартера, а втягивающее реле отключается. Остается подключенным только удерживающее реле;
- Мотор стартера работает, вращает бендикс, а он, в свою очередь, раскручивает маховик до тех пор, пока двигатель не запустится;
- После того, как двигатель стартовал и начал вращаться быстрей, чем мотор стартера, срабатывает обгонная муфта, якорь втягивающего реле возвращается в исходное положение и бендикс расцепляется с маховиком.
- После запуска двигателя подачу тока на стартер отключают.
Короткий видео-урок
Виды стартеров
Существует две основных разновидности стартеров, которые отличаются по конструкции и эффективности:
- Безредукторный, он же простой или классический. Это первая конструкция, у которой якорь мотора и бендикс размещены на одном валу;
- Редукторный. Он отличается от классического тем, что на валу якоря установлен редуктор с планетарной передачей, который приводит в движение бендикс.
У классического агрегата есть определенные недостатки, которые в свое время и вынудили инженеров пересмотреть его конструкцию. Самый главный из них – низкая предельная мощность. По мере того, как рос объем автомобильных двигателей, росла и потребность в большей мощности для их запуска. Чтобы ее получить, пришлось бы увеличивать размер стартера, а следовательно, его вес и стоимость.
Редукторная конструкция позволяет «выжать» из агрегата больше мощности, сохранив его компактные размеры и небольшой вес. Для его эффективной работы нужно меньше энергии, а значит, даже «слегка подбитый» аккумулятор не станет серьезной проблемой.
Схема подключения стартера
Электрическая схема подключения стартера состоит из самого стартера, аккумулятора и блока зажигания. В автомобилях с инжекторным двигателем, который управляется контроллером, есть дополнительный узел – вспомогательное реле. А вот на старых ВАЗах, в которых установлен карбюратор, его нет.
Простая электрическая схема стартерной группы выглядит так:
- От плюсовой клеммы АКБ силовой кабель подключается к контактному болту крышки тягового реле;
- Второй кабель от аккумулятора подходит на 50-й контакт замка зажигания, а от него – на вывод «50», соединенный с обмотками тягового и удерживающего реле;
- Вывод на «массу» осуществляется через корпус стартера, который прилегает к корпусу двигателя. Отдельного провода на «массу» у стартера нет.
Если в цепи присутствует вспомогательное реле, оно подключается после замка зажигания. В случае, если контроллер позволяет запустить двигатель, контакты вспомогательного реле замыкаются и ток поступает на стартер через 50-й контакт.
Как снять и заменить стартер
С заменой стартера на ВАЗ 2107 есть одна проблема: поскольку он находится в нижней части двигателя, добираться до него сверху довольно сложно. Лучше, если замену проводить на яме.
В остальном порядок того, как снять стартер, выглядит так:
- Отключить клеммы аккумулятора;
- Если установлен задний брызговик, снять его;
- Можно убрать аккумулятор, чтобы освободить больше места;
- Открутить зажим проводов, идущих на стартер;
- Снять два провода с контактов тягового реле;
- Затем открутить болты крепления стартера, два верхних и один нижний (вот с ним без ямы могут быть проблемы) и вынуть старый стартер.
- Прикрутить агрегат болтами на штатное место. Сначала вкручивается самый длинный болт, потом два остальных;
- Закрепить провода на корпусе;
- Поставить на место зажим жгута проводов;
- Вернуть на место аккумулятор вместе с опорой;
- Подключить клеммы аккумулятора, проверить, как работает новый стартер;
- Поставить на место брызговик.
Помните о безопасности: если поднимать автомобиль домкратом, обязательно использовать упоры для колес и страховочные проставки!
Диагностика и ремонт стартера ВАЗ 2107 своими руками
Устройство стартера довольно сложное, он состоит из большого количества отдельных деталей. С одной стороны, чем больше деталей – тем ниже надежность устройства, но есть и плюс: некоторые элементы можно отремонтировать или заменить. И сделать ремонт своими руками не так сложно, тем более что уже давно продаются отдельные части и готовые ремкомплекты.
Однако прежде чем ремонтировать, нужно сначала определить, что именно не так с системой запуска двигателя. Возможно, достаточно зарядить аккумулятор, и проблема исчезнет, а может, придется идти за новым стартером. Чтобы понять, в чём может быть проблема, нужно определить основные «симптомы».
Проверка стартера ВАЗ 2107
Чтобы выяснить, действительно ли проблема со стартером, его можно демонтировать и проверить. Но перед тем, как проверить стартер, лучше выяснить, получится ли обойтись «малой кровью»:
- Осмотреть клеммы аккумулятора и если нужно, очистить их от окислов;
- Проверить, достаточно ли заряжен аккумулятор;
- Осмотреть провода, ведущие к стартеру, на предмет повреждений. Если есть возможность, «прозвонить» их мультиметром;
- Осмотреть клеммы на стартере, возможно, там плохой контакт.
Если вокруг стартера всё в порядке, порядок проверки следующий:
- Демонтировать и обтереть стартер;
- Проверить втягивающее реле: плюсовую клемму аккумулятора соединить с его контактом, а минусовую – с корпусом стартера. Бендикс выдвинулся до щелчка? Значит, причина не в нём;
- Снять заднюю крышку и осмотреть щеточный узел. Если на дорожках есть выработка или угольки стерты, его придется менять;
- Мультиметром проверить обмотку ротора (измерить сопротивление). Нормальный показатель сопротивления 10 кОм, меньше – замыкание, а если сопротивление зашкаливает, в обмотке обрыв;
- Мультиметром проверить контактные пластины (измерить сопротивление между ними и корпусом). В норме должно быть более 10 кОм;
- Проверить обгонную муфту: исправная вращается только в одном направлении, сломанная – в обоих.
Как правило, такой проверки достаточно для выяснения причин отказа стартера. Затем остается только заменить поврежденный узел и установить стартер обратно.
Стартер не запускается, не крутит
Если при повороте ключа зажигания стартер вообще не срабатывает, можно предположить три причины такого поведения:
- Нет контакта в электроцепи (на стартере, на АКБ или обрыв провода, перегорел предохранитель);
- Не работает замок зажигания;
- Вышло из строя вспомогательное реле;
- Вышло из строя втягивающее реле стартера.
Можно попробовать подключить управляющее реле напрямую к аккумулятору и замкнуть куском провода болты стартера и втягивающего, то есть, по сути, продублировать работу замка зажигания. Если стартер нормально запустился, проблема не в нём.
Стартер трескает при запуске
Если при запуске стартер начинает трещать, скрипеть и вообще издавать нехарактерные звуки, можно предположить несколько причин:
- Перекос стартера из-за открутившихся болтов;
- Износились втулки подшипников или шеек вала двигателя;
- Сошла смазка с вала двигателя и бендикс выходит с трудом;
- Износился редуктор;
- Износилась шестерня бендикса;
- Износился зубчатый венец маховика.
При подозрительных звуках не нужно пытаться запустить двигатель любой ценой, поскольку некоторые неисправности легко устранить в начальной стадии, но очень сложно отремонтировать запущенную поломку.
Щелкает, но не крутит
Если срабатывает втягивающее реле, но не запускается мотор стартера, причины могут быть следующие:
- Недостаточно тока от аккумулятора. Он либо разряжен, либо есть проблема в проводке;
- Замыкание на «массу» щеткодержателя «плюсовой» щетки;
- Износ щеток электродвигателя;
- Неисправность в обмотках якоря или статора;
- Подгорел коллектор.
В зависимости от причины, придется либо искать неисправности в электроцепи, либо зачищать коллектор, либо менять щеточный узел.
Замена щеток стартера
Износ электрических угольков или щеток – одна из самых частых причин отказа стартера. Чтобы их заменить, нужно сделать следующее:
- Снять заднюю крышку или защитный чехол. В зависимости от конструкции, щеточный узел может закрываться крышкой на двух болтах или чехлом (скобой) на одном стягивающем болте;
- Под крышкой открывается доступ к четырем щеткам, каждая из которых крепится отдельным болтиком и вынимается через отдельное окошко;
- Чтобы вынуть щетку, нужно открутить болт и отогнуть фиксатор;
- Установить новую щетку, поставить на место фиксатор и прикрутить болт.
- После того, как новые щетки установлены, вернуть назад крышку или защитную скобу. Проверить стартер на работоспособность.
Независимо от того, в каком они состоянии, щетки меняются все 4 вместе, даже если изношена только одна, а остальные еще нормальные.
Ремонт втягивающего реле
Отремонтировать втягивающее реле в домашних условиях практически невозможно, обычно его просто меняют. Исключение составляют те случаи, когда проблема не в самом реле, а в окислившихся контактах. Тогда их зачищают и собирают стартер. Если же повреждены обмотки, замена делается довольно просто:
- Открутить винты, которые крепят втягивающее реле к корпусу стартера, снять его;
- Открутить болты, скрепляющие корпус и крышку реле, вынуть их;
- Открутить гайки, крепящие контакты к крышке реле, осторожно сдвинуть ее в сторону, чтобы не повредить провод. Снять контакты;
- Вынуть сердечник и заменить его новым;
- В случае, если на корпусе, где находится реле стартера, есть трещины и сколы, оно меняется целиком.
После установки нового реле и сборки агрегата, его необходимо проверить перед тем, как установить на место.
Замена втулок стартера
Поменять втулки самостоятельно – задача достаточно сложная. Это делают, если якорный вал заметно люфтит и задевает обмотки при работе. Для замены нужно купить ремкомплект, в который как раз входят новые металлокерамические втулки.
Делается замена в следующем порядке:
- Стартер придется полностью разобрать, чтобы добраться до якоря электродвигателя. Описание того, как разобрать стартер, можно найти в технической литературе, или пробовать самому, так как там все интуитивно понятно;
- На валу якоря находится первая, так называемая проходная втулка. Ее удаляют выколоткой подходящего размера, например, болтом;
- Непроходная или глухая втулка запрессована в крышку стартера. Ее убирают съемником, выпиливают или высверливают;
- Новые втулки положить на 10 минут в моторное масло. Металлокерамика — материал пористый, втулка впитает немного масла и проще сядет на своё место;
- Запрессовать втулки. В отличие от «штатных», которые делаются бронзовыми, втулки из ремкомплекта не терпят грубого обращения. Металлокерамика может раскрошиться от сильного удара, так что необходимо использовать оправку подходящего размера и не прикладывать к ним грубой силы;
- Собрать агрегат и проверить его работоспособность перед установкой.
Напоследок нужно отметить, что, несмотря на сложную конструкцию, стартер способен служить довольно долго. Его ресурс зависит не от километров пробега, а от количества запусков двигателя. И, конечно, от исправности смежных элементов. Даже такая мелочь как слишком густое моторное масло может серьезно сократить жизнь этому агрегату. А неисправный стартер, в свою очередь, может «убить» даже самый лучший аккумулятор. Поэтому следить за состоянием всех узлов системы зажигания, поддерживать ее в рабочем состоянии и стараться не перегружать – лучшая профилактика проблем.