Как уже догадались из названия поста, у меня опять что-то накернилось. Выхожу такой вчера вечером с работы с кучей планов в голове, сажусь в машину. Запускаю движок, а он не запускается. Щелчок втягивающего есть, и то какой-то не такой, а «Дрындыгыдын» нету. Просто тишина.

Как так, все же нормально было?! Первая мысль была что посадил аккумулятор неправильно подключенным новым девайсом, но опыт говорил иначе. Проверка контактов результата не дала. Что ж, делать нечего. Снимаю акум, сдвигаю бачок омывайки в сторону, снимаю теплоотражающий щиток и вынимаю стартер. На самом деле это не так просто, нужно немного изловчиться.

Стартер вынут

Стартер вынут

Стартер крупным планом

Стартер крупным планом

Яснопонятно, отвалился «пятачок» с задней крышки тягового реле или, как его еще называют, втягивающего. То ли сам катапультировался, то ли я «помог» при снятии. Первый вариант вполне вероятен судя по пыли на срезе. Второй вариант тоже имеет право на жизнь судя по опыту) При более детальном осмотре выяснилось что пластмасса (или что-там) задней крышки под воздействием температуры от выпуска, находящегося неподалеку, и времени потерял свои свойства и стал хрупким. От того и улетел.

Фото в бортжурнале LADA 21074

Закрыл все и потопал в сторону ближайшего магазина запчастей где и было приобретено такое вот реле:

Я назову его Филиппболгаринбуев

Я назову его Филиппболгаринбуев

По поводу производителя заморачиваться не стал, не до того было. Да и сделано все вполне добротно. Даже гаечки и шайбочки все присутствовали. Мне вот одно не понятно: как может быть запрещено что-то модифицировать в машине, в которой изначально намешано всякого разного?! Например, вот тот же стартер: сам стартер 21213, редукторный, а втягивающее от 2110. И это только один пример. На всякий случай сравниваю с предыдущим втягивающим.

Вроде как оно:

Профиль

Профиль

Фас

Фас

Собрал все как было. Заодно зачистил все контакты.

Втягивающее на месте

Втягивающее на месте

Желающим повторить совет: провода лучше прикручивать на еще неустановленном стартере, удобнее будет. После установки все работает как должно, запуск с «полпинка». На замену было потрачено примерно полтора часа, минут 30 из которых заняли поход до магазина запчастей и втолковывание продавцу что мне нужно на самом деле.

Щелкает втягивающее реле стартера ВАЗ 2107 — что делать?

Без такого устройства, как стартер не обходится ни один автомобиль. На ВАЗовской «семёрке» работоспособность этого узла напрямую зависит от исправности реле, обеспечивающих подачу питания и запуск стартера. Если с элементами коммутации возникают проблемы, причины неполадок необходимо своевременно выявить и устранить.

Реле стартера ВАЗ 2107

Запуск двигателя на классических «Жигулях» осуществляется посредством стартера. Беспроблемная работа этого узла обеспечиваются за счёт двух реле — управляющего и втягивающего. При возникновении неполадок с этими элементами, двигатель запустить не удастся. Поэтому на проверке реле, выявлении неисправностей, ремонте и замене стоит остановиться более подробно.

Реле включения стартера

На всех классических моделях «Жигулей», кроме «семёрки», питание на стартер подаётся напрямую от замка зажигания (ЗЖ). Такая конструкция имеет существенный недостаток — контакты окисляются и подгорают, что приводит к преждевременному выходу контактной группы из строя. Обусловлено это тем, что через ЗЖ протекает ток, превышающий 15 А. На ВАЗ 2107 для снижения нагрузки на контакты замка стали устанавливать дополнительное реле стартера, рассчитанное на ток 30 А. Этот коммутационный элемент потребляет небольшой ток, что никак не снижает надёжность контактной группы.

Реле включения стартера

Реле включения стартера рассчитано на ток 30 А

Владельцы более ранней «классики» из-за довольно частой замены контактов ЗЖ самостоятельно монтируют дополнительное реле.

Где находится

Конструктивно реле включения стартера располагается в моторном отсеке с правой стороны. Его крепление выполнено к брызговику (часть кузова) при помощи шпильки и гайки. Обнаружить реле несложно, для чего достаточно проследить, куда проложены провода от втягивающего реле стартера.

Расположение реле

Дополнительное реле стартера располагается под капотом и крепится на правом брызговике 

Проверка

При возникновении трудностей с запуском мотора на ВАЗ 2107 сперва нужно проверить работу реле включения. Если деталь окажется исправной, поиски неполадок можно продолжить. Для диагностики элемента коммутации потребуется мультиметр либо «контролька» (обычная автомобильная лампочка на 12 В и провода для её подключения).

Работоспособность реле определяют следующим образом:

  1. Снимаем с реле разъём и проверяем, в каком состоянии находятся контакты в колодке и на самом реле. Если нужно, то зачищаем их наждачкой.
  2. Проверяем наличие массы на контакте 86 колодки. Для этого проверяем мультиметром сопротивление относительно кузова, оно должно быть нулевым.
  3. Замеряем напряжение на контакте 85 во время попытки запустить двигатель. Параметр должен быть равным 12 В. При включении зажигания на клемму 30 также должно подаваться питание. Если оно присутствует на контактах, проблема кроется в реле.
  4. Снимаем дополнительное реле, открутив ключом гайку.
    Снятие реле

    Для снятия дополнительного реле достаточно открутить гайку со шпильки

  5. Подаём напряжение от АКБ на контакты 85 и 86 реле и убеждаемся при помощи мультиметра, выставив режим прозвонки, что выводы 30 и 87 замыкаются между собой. Если этого не происходит, то реле необходимо заменить.

Видео: проверка питания реле включения стартера на ВАЗ 2107

Втягивающее реле

Стартер по своей конструкции представляет собой небольшой электромотор, специальная муфта (бендикс) которого зацепляется с маховиком силового агрегата на несколько секунд, приводя по вращение коленвал. Несмотря на небольшие размеры стартера, при запуске двигателя через него проходят токи, достигающие сотен ампер.

Если питание на это устройство подавать непосредственно через ЗЖ, то никакие контакты не выдержат таких нагрузок и сгорят. Поэтому для подключения стартера к источнику питания задействуется специальное втягивающее реле, в котором конструктивно предусмотрены контакты, рассчитанные на большие токи. Этот механизм конструктивно расположен на корпусе стартера.

Расположение тягового реле

Втягивающее реле крепится непосредственно на корпусе стартера

На рассматриваемое коммутирующее устройство возлагается ряд функций:

  • соединение стартера с источником питания;
  • зацепление и удержание бендикса с маховиком двигателя;
  • отключение питания стартера после того, как мотор начнёт работать.

Принцип действия

Втягивающий механизм функционирует в таком порядке:

  1. При повороте ключа в ЗЖ срабатывает дополнительное реле.
  2. Питание от АКБ подаётся на катушку тягового реле.
  3. Под действием магнитного поля якорь заходит внутрь обмотки.
  4. Вилка стартера приводится в движение и выдвигает бендикс.
  5. Звёздочка стартера зацепляется с маховиком силового агрегата.
  6. Пластина, закреплённая на конце штока втягивающего реле, соединяет между собой контакты.

При описанных действиях в течение нескольких секунд происходит запуск мотора. После активации стартера втягивающая обмотка прекращает свою работу, а ток проходит через удерживающую катушку, за счёт которой якорь остаётся в крайнем положении. Наличие двух обмоток снижает потребление энергии батареи во время пуска двигателя.

Принцип работы стартера

Конструктивно тяговое реле имеет две обмотки, предназначенные для втягивания якоря и его удержания

После того как мотор начинает работать, электрическая цепь стартера размыкается, ток через удерживающую катушку перестаёт течь, а якорь за счёт пружины принимает исходное положение. Одновременно отводится муфта и пятак от контактов реле, бендикс отходит от маховика и стартер отключается от АКБ.

Неисправности

Поскольку устройство втягивания работает каждый раз при запуске силового агрегата и подвергается высоким нагрузкам, оно постепенно изнашивается и выходит из строя.

О неисправностях реле можно судить по характерным признакам:

  • когда мотор запускается, стартер продолжает работать, издавая жужжащий звук;
  • в момент запуска двигателя реле издаёт щелчок, но стартер не функционирует;
  • при повороте ключа стартер крутится, но не зацепляется с маховиком.

Неполадки могут возникать по нескольким причинам:

  • нарушение целостности корпуса реле;
  • проблемы со втягивающей или удерживающей катушкой;
  • подгорание контактов;
  • ослабление пружины.
Повреждение крышки

Одним из вариантов неполадок втягивающего реле является повреждение корпуса

Все перечисленные неполадки проявляются в результате естественного износа, перегорания обмоток либо разрушения частей узла.

Проверка

Проверить реле можно двумя способами — без демонтажа стартера и на снятом устройстве. Рассмотрим оба варианта.

На автомобиле

Диагностику проводим мультиметром или «контролькой»:

  1. Визуально оцениваем целостность проводки реле.
  2. Проверяем работу реле, для чего поворачиваем ключ в замке зажигания и прислушиваемся к стартеру: если щелчка неслышно, реле считается неисправным.
  3. Если есть характерный звук, но стартер не крутит, может быть подгорели контактные пятаки в самом реле. Для проверки снимаем фишку, которая идёт от ЗЖ и замыкаем между собой два резьбовых контакта. При таком соединении стартер будет запитываться минуя реле. Вращение стартера укажет на неполадки с элементом коммутации.
  4. Подключаем мультиметр к «+» реле, т. е. на контакт, куда приходит питание с АКБ, а минус соединяем с массой. Включаем зажигание и, если напряжение оказывается ниже 12 В, то скорее всего, заряда батареи не хватает для запуска мотора, но достаточно для срабатывания реле.

Видео: диагностика стартера без снятия с авто

На снятом стартере

Прежде чем демонтировать стартер, необходимо выполнить несколько шагов, которые позволят определиться с неисправностью:

  • проверяем состояние клемм АКБ и стартера, заряд батареи и при необходимости зачищаем контакты наждачной бумагой;
  • определяем работоспособность реле включения стартера.

Если перечисленные действия результатов не дали и стартер по-прежнему не работает должным образом, демонтируем его с автомобиля.

Очищаем узел от загрязнений, зачищаем контакты, после чего проводим проверку:

  1. Устанавливаем стартер возле АКБ.
  2. Соединяем батарею и устройство пуска при помощи толстых проводов с «крокодилами», например, комплектом для «прикуривания». Минус батареи соединяем с корпусом, плюс подаём на контакт тягового реле. Если присутствует отчётливый щелчок реле и вынос бендикса, то это указывает на рабочее состояние реле. Если втягивающее не срабатывает, значит, требуется его замена либо ремонт.
    Проверка стартера и реле

    Для проверки тягового реле на его вывод подаём питание от плюса АКБ

  3. Одновременно проверяем работоспособность стартера, для чего подаём «+» на резьбовой контакт реле и замыкаем его с выводом втягивающего реле. Вынос муфты и вращение стартера будет говорить о рабочем состоянии узла в целом.
    Подключение стартера

    Для проверки полной работоспособности стартера подключаем плюс АКБ на резьбовой контакт реле, а также на вывод включения самого реле

  4. Если реле включается, но издаётся дребезг, то это указывает на неисправность катушек. Для диагностики втягивающего устройства снимаем его со стартера, извлекаем сердечник вместе с пружиной. Включаем мультиметр на предел измерения сопротивлений и подключаем прибор поочерёдно к массе и обмоткам. Сопротивление должно быть в пределах 1–3 Ом. Если вставить сердечник, оно должно возрасти до 3–5 Ом. При более низких показаниях есть вероятность замыкания в катушках, что требует замены реле.

Видео: проверка тягового реле стартера

Какое реле выбрать

Втягивающие реле бывают разборными и неразборными. Первая конструкция более старая, но такие изделия взаимозаменяемы со вторым вариантом.

Для ВАЗ 2107 и другой «классики» рассматриваемое устройство выпускается несколькими производителями:

  • «КАТЭК» и «КЗАТЭ» (Самара);
  • БАТЭ (Беларусь);
  • «Кедр» (Челябинск);
  • Dynamo AD (Болгария);
  • Iskra (Беларусь).

Из приведённого списка наиболее качественной является продукция «КАТЭК» и «КЗАТЭ». Стоимость втягивающих реле этих производителей составляет около 700–800 р.

Тяговое реле

Тяговое реле выпускается несколькими производителями, но предпочтение стоит отдавать продукции «КАТЭК» и «КЗАТЭ»

Ремонт тягового реле

Демонтаж втягивающего реле необходим в двух случаях — для ремонта или замены механизма. Снять его несложно, но сперва потребуется демонтировать с машины сам стартер.

Снятие стартера и реле

Из инструментов для работы понадобится следующий перечень:

  • плоская отвёртка;
  • ключ на 8, 10 и 13.

Процедура проводится следующим образом:

  1. Снимаем клемму с минуса АКБ.
  2. Откручиваем крепление стартера к картеру сцепления.
    Крепление стартера

    Стартер крепится тремя болтами к картеру сцепления, откручиваем два верхних

  3. Головкой отворачиваем крепёж стартера снизу.
    Нижнее крепление

    Нижний болт откручиваем при помощи головки и удлинителя

  4. Отсоединяем разъём от вывода тягового реле.
    Разъём тягового реле

    С тягового реле снимаем разъём включения самого реле

  5. Отворачиваем гайку крепления провода, который соединяет контакт втягивающего реле с плюсом АКБ.
    Крепление клеммы

    Силовую клемму с реле отворачиваем ключом на 13

  6. Вынимаем стартер в сборе.
    Изъятие стартера

    Подав стартер в сторону, извлекаем его вверх

  7. Откручиваем крепёж клеммы и отгибаем её, чтобы не было помех дальнейшему демонтажу.
    Клемма на реле

    Клемму питания обмотки стартера также откручиваем ключом или головкой

  8. Выкручиваем болты крепления реле к стартеру.
    Крепление реле

    Реле к стартеру крепится двумя винтами, отворачиваем их отвёрткой

  9. Снимаем устройство коммутации.
    Демонтаж реле

    Открутив крепёж, вынимаем тяговое реле из корпуса стартера

Разборка

Втягивающее реле разбирают с целью замены или зачистки контактов (пятаков):

  1. Ключом или головкой на 8 откручиваем крепление крышки реле к корпусу.
    Разборка реле

    Откручиваем крепление крышки реле к корпусу

  2. Надавливаем на болты и вынимаем их с обратной стороны.
    Извлечение крепежа

    Отвернув гайки, надавливаем на болты и извлекаем их из корпуса

  3. Демонтируем два контакта, для чего отворачиваем гайки на крышке.
    Силовые контакты

    Силовые контакты реле крепятся гайками, откручиваем их

  4. Аккуратно отодвигаем в сторону крышку реле, поскольку полному снятию будет препятствовать провод.
  5. Вынимаем пятаки из крышки.
    Демонтаж контактов

    Контактные пятаки вынимаем из крышки

  6. При помощи мелкой наждачной бумаги очищаем контакты и центральную пластину от нагара. Если пятаки сильно повреждены, заменяем их на новые.
    Зачистка пятаков

    Контакты зачищаем при помощи мелкой наждачки, чтобы удалить подгоревшие участки

  7. Сборку реле и установку стартера выполняем в обратном порядке.

Видео: ремонт тягового реле стартера

Неполадки дополнительного и втягивающего реле приводят к трудностям или невозможности запуска стартера. Выявить причину возникшей проблемы можно по характерным признакам, а ремонт под силу провести каждому автолюбителю согласно пошаговым инструкциям.

Реле стартера ВАЗ-2107 – как его заменить?

Если хорошо подумать, то втягивающее реле стартера таких популярных моделей, как ВАЗ-2107 и 2106, не должно отличаться по функциям и конструкции, ведь это соседи в линейке отечественного автопрома. Так ли это и какие различия могут влиять на сложность обслуживания пускового блока, порассуждаем в статье.

Для чего машине тяговое реле?

Втягивающее (или тяговое) реле стартера – довольно важное устройство. На заре становления автомобильной промышленности роль этого агрегата исполняли длинная рукоятка и сам водитель, который, вставляя ее в отверстие маховика, давал разгон двигателю. Позже машины обзавелись стартерами со втягивающими реле, которые и призваны дать первоначальное усилие шестерне, приводящей в действие валы мотора.

Тяговое реле стартера

Тяговое реле стартера

В конструкциях большинства автомашин (как и на «классических» моделях ВАЗ) втягивающее реле – небольшой агрегат, смонтированный прямо на кожухе самого стартера.

Задачи у него следующие:

  • перемещение шестерни бендикса для зацепления с зубцами маховика и возвращение ее в первоначальное положение после начала работы мотора;
  • энергетическое распределение между приводом стартера и электромагнитом;
  • синхронность работы стартера во время запуска двигателя.

Установленные стартеры на ВАЗ-2106 и 2107 стартеры фактически одинаковы. Относительно втягивающего реле можно сказать, что и оно особых изменений не претерпело. Но есть еще одна деталь с одноименным названием, она и считается отличием этих двух моделей. Это реле включения стартера: на ранних моделях ВАЗ его вовсе нет, а в 2107 оно появляется.

Реле включения механизма ВАЗ-2107

Реле включения механизма ВАЗ-2107

До этого новшества управление от замка зажигания шло напрямую на втягивающее реле.

Стоит сказать несколько слов об этом механизме. Реле включения стартера находится в некотором удалении от самого пускового механизма, поэтому искать его следует по проводам. Естественно, с каждым новым выпуском ВАЗ его дислокация менялась. Но при первом появлении в 2107 реле включения стартера располагалось на правом брызговике в подкапотном пространстве. Его легко снять и заменить гаечным ключом на 10. Но тяговое реле все равно выполняет больше работы и выходит из строя намного чаще, поэтому о нем подробнее.

Почему ломается втягивающее реле?

Основные части реле: корпус, контакты, якорь, магнит с обмотками, возвратная пружина. При поступлении электрического тока во втягивающую обмотку магнита возникает электрическое поле. Оно притягивает якорь, который переезжает в сердечник. Последний, задействовав рычаг, перемещает шестерню бендикса вперед, заставляя ее войти в контакт с зубцами маховика.

Далее сердечник, доезжая до конца, замыкает контакты, через которые ток начинает поступать на удерживающую обмотку магнита. Включается привод, который раскручивает вал стартера, передающий через шестерню бендикса усилие на маховик, чем его и раскручивает. Как только двигатель заработал, ток на реле идти перестает, магнит отключается, а возвратная пружина отводит в первоначальное положение вал с шестерней.

Шестерня бендикса

Шестерня бендикса

Какие неисправности могут быть в процессе эксплуатации тягового реле на автомобилях ВАЗ-2106 и 2107?

  1. Стук. Он может возникать, если АКБ не имеет заряда, произошло окисление клемм, соединение неисправно или удерживающая обмотка магнита не соединяется с «массой» в результате ее повреждения.
  2. Отсутствие реакции со стороны втягивающего реле и стартера в целом после включения зажигания. Как и в первом случае, проблема в состоянии аккумулятора. Например, утрачено соединение удерживающей обмотки с «массой», оборвался контакт между дополнительным и втягивающим реле или перегорела плата замка зажигания.
  3. Некорректная работа якоря, когда после включения реле он не вращается. И тут чаще всего «виновата» АКБ. Это может произойти, если окислились контакты стартера или перегорела обмотка якоря, из-за чего произошло отделение провода, и сам якорь заклинило.

А можно ли его починить?

Реле для стартеров, применяемых в Жигулях, получили одинаковые детали в виду совершенно идентичных между собой задач. Единственное неудобство в том, что в зависимости от производителя-поставщика и модификации самого автомобиля могут слегка отличаться друг от друга места крепления агрегатов, и допускаются некоторые различия во внутренних составляющих.

Место крепления агрегата

Место крепления агрегата

Ремонтировать устройства нет смысла, для ВАЗ-2107 проще приобрести весь стартер в сборе. Но, если есть финансовые трудности, можно провести только замену реле. И вот в каком порядке следует действовать. Сначала обязательно отключите аккумуляторную батарею! Стартер установлен в автомобильной электросети таким образом, что замыкание его контактов может привести к выгоранию всей проводки автомобиля.

Приобретение стартера ВАЗ-2107 в сборе

Приобретение стартера ВАЗ-2107 в сборе

Потом снимите и хорошенько очистите стартер от грязи. Это нужно для того, чтобы случайные частицы не попали на электрообмотку и не допустили замыкания. Теперь отсоединяем контакт от болта тягового реле, выкручиваем стяжные винты и снимаем деталь.

Причин таких проблем бывает много, чаще всего это просто естественный износ деталей, в таком случае достаточно их заменить. Также нередко неисправности возникают из-за повреждения проводки. Если с проводкой всё в порядке следует проверить в первую очередь втягивающее реле.

При отсутствии щелчка при включении зажигания необходимо заменить реле. Если же он есть, но стартер не работает нужно проверить работоспособность контактных пар. Для этого их следует замкнуть отвёрткой, при этом стартер должен работать. Иногда причина неисправности кроется в нехватке электроэнергии для раскручивания маховика. Чтобы это проверить потребуется мультиметр, с его помощью замеряется напряжение в момент поворота ключа зажигания.

Проверка проводится без снятия стартера, поменять реле несложно, с этим справится и новичок. После замены необходимо проверить работоспособность, для этого достаточно кинуть один провод на контактную пару реле и плюсовую клемму аккумулятора, второй на минус АКБ и на корпус стартера. Если агрегат исправен, шестерня выдвигается и начинает вращаться.