Замена датчика Холла

Пропала искра на всех 4х свечах — замену крышки трамблера и бегунка описывать не стану но про датчик Холла чуть чуть расскажу. Снимаем крышку трамблера, отсоединяем разьем зажигания ключем на № 13 откручиваем крепление трамблера.

Фото в бортжурнале LADA 21074
И вытаскиваем его далее откручиваем вот эту дрянь.
Фото в бортжурнале LADA 21074
Крестовой отверткой, потом нижнее крепление датчика.
Фото в бортжурнале LADA 21074
Потом верхнее и полу круговым движением вытаскиваем его.
Фото в бортжурнале LADA 21074
СДЕЛАЙТЕ ПОМЕТКУ РАСПОЛОЖЕНИЯ ТРАМБЛЕРА перед его демантажем из двигателя!

Датчик Холла ВАЗ 2107: установка, ремонт, замена

 

С 1994 тольяттинскую классику начали оснащать бесконтактным зажиганием (БСЗ). Это система, в которой обычные кулачковые контакты заменил сенсор импульсов. В среде автомобилистов его привычно называют датчик Холла, который на ВАЗ 2107 тоже устанавливался. Некоторые владельцы «пятёрок», «шестёрок» и «семёрок» старше 1994 г., самостоятельно переводят свои «болиды» на бесконтактное зажигание, чтобы исключить постоянные проблемы с контактами. Далее расскажем, как работает контроллер импульсов, какие признаки говорят о его неполадках, и каким методом его заменить.

Датчик Холла ВАЗ 2101 – 2107

Принцип работы

Последовательность действия датчиков Холла на ВАЗ 2107–21099 сформирована по эффекту Холла. В образовывающемся магнитном поле сенсор считывает импульсы от полного оборота вала трамблёра. Сигналы образовываются благодаря прорезям, которых ровно столько же, сколько и цилиндров. Сам сенсор размещается на опорном щитке распределителя вместе с магнитом.

Энергия приходит на датчик с коммутатора. Также на ДХ есть провода — массы и выходящих импульсов. Обратное напряжение меняется с учётом изменений магнитного поля. При получении импульсов коммутатор подаст электрический ток на катушку, которая увеличивает его и отправляет непосредственно на свечи.

Для справки. Переход автопроизводителей и владельцев классики на электронные системы зажигания способствовал появлению 2-х главных преимуществ. Во-первых, отсутствие контактной группы, которая время от времени подгорала. С датчиками холла такой проблемы нет. Во-вторых, более высокое напряжение тока на свечке зажигания (30 кВ против 15 кВ). Всё это повышает производительность двигателя.

Принцип работы датчика Холла

Где установлен датчик Холла

Считывающий контроллер находится в корпусе трамблёра. Сам распределитель зажигания размещён вертикально, на левой стороне блока цилиндров. Чтобы непосредственно обнаружить ДХ, необходимо отщёлкнуть стальные застёжки крышки трамблёра и снять её, а затем заглянуть под бегунок.

Распределитель зажигания без крышки

С трудом, но увидеть сенсорное устройство возможно. Его выдают тонкие провода (красный, чёрный и зелёный) протянутые в корпусе распределителя. Ремонтировать датчик Холла на ВАЗ 2107 или другой классике нет смысла (если конечно не отпаялся какой-нибудь из 3-х проводов), так как стоимость нового прибора доступна каждому автомобилисту.

Таблица 1. Ориентировочная цена датчика Холла ВАЗ 2101 — 2107

ПроизводительНомерСумма, руб.
FENOXSID37001O7250
АВТОВАЗ21070370680082225
СТАРТВОЛЬТVSHS0101215
GALLANTGLSS134185
РЕМКОМRK02007150

Рекомендуется брать оригинал. В розничной продаже его можно встретить под кодом А473.407529.001 (Автоэлектроника).

Признаки неисправности

Даже высококачественный датчик Холла на ВАЗ 2101–2107 (карбюратор или инжектор) рано или поздно способен выйти из строя. Определить неисправность можно по нестандартному поведению двигателя.

Вот 6 главных симптомов расстройства ДХ:

  1. Мотор глохнет.
  2. Теряется мощность.
  3. В движении ощущаются рывки (провалы).
  4. Плавают или пропадают холостые обороты.
  5. Двигатель заводится с трудом или совсем не запускается.
  6. Работают 3 свечки и слышны хлопки в системе выпуска ОГ.

Перечисленные признаки чаще всего указывают на дефект работы датчика Холла, но иногда причиной нестабильной работы могут стать другие факторы.

Как проверить

Если ваш автомобиль с электронным блоком управления (ЭБУ), то можно сделать диагностику через приложение на смартфоне (например, ELM327 ВАЗ для Android). Программа покажет, есть пропуск искры или нет. В других случаях рекомендуется проехать в автомастерскую, где систему проверят мультиметром (тестером). Иногда достаточно просто пошевелить разъём, и проблема исчезает.

Проверка датчика Холла на ВАЗ 2107 тремя народными способами:

  1. Взять исправный ДХ с аналогичной машины приятеля.
  2. Измерить выходное напряжение тестером, оно должно быть 0.4–11 вольт.
  3. Проимитировать работу исправного датчика Холла.

Последний метод более подробно выглядит так. Снимаем трёхштекерную колодку с ДХ. Вынимаем из крышки трамблёра центральный провод и размещаем его в нескольких миллиметрах от массы. Включаем зажигание.

Перемыкание колодки

Куском оголённого с двух сторон провода замыкаем клеммы зеленого (сигнального) и черного (минусового) проводов. В момент перемыкания, между снятым из трамблёра центральным проводом и массой может проскочить искра. Если она появилась, то значит ДХ неисправен (если нет, то причина поломки в коммутаторе или катушке).

Замена датчика Холла на ВАЗ 2107

Если после диагностики выяснилось, что ДХ вышел из строя, то его следует незамедлительно поменять. Как же заменить датчик Холла? Выполнить операцию можно самостоятельно, сэкономив деньги на обращении в автосервис.

Для работы вам понадобится нехитрый набор инструментов:

  • молоток;
  • плоская отвёртка;
  • рожковый ключ 13 мм;
  • плоскогубцы или небольшие пассатижи.

Схема распределителя ВАЗ 2101-2107

Желательно проводить операцию в гараже, с хорошо освещённым верстаком, за которым можно удобно расположиться и разложить снятые детали распределителя зажигания.

Процесс выглядит следующим образом:

  1. Отключаем минусовую клемму от АКБ.
  2. Выставляем верхнюю мёртвую точку на 1-м цилиндре или отмечаем маркером местоположение трамблёра на корпусе (чтобы затем не настраивать зажигание).
  3. Вынимаем высоковольтные провода из крышки распределителя зажигания.
  4. Отсоединяем резиновый шланг от вакуумного регулятора.Трамблёр ВАЗ 2107
  5. Отключаем снизу разъём 3-контактной колодки.
  6. Ключом 13 мм отворачиваем болт крепления трамблёра к двигателю (под гайкой находится шайба и пластина, не потеряйте их).
  7. Снимаем распределитель из посадочного места и переносим его на верстак.
  8. Отщёлкиваем застёжки на крышке трамблёра и снимаем её (рекомендуется осмотреть уголёк, боковые электроды и корпус на присутствие/отсутствие дефектов).
  9. Демонтируем бегунок, предварительно открутив 2 болта плоской отвёрткой, а затем потянув его на себя (разобрать узел рекомендуется для инспекции).Демонтаж бегунка
  10. Плоскогубцами снимаем нижний пружинный штифт с вала или помогаем ему выскочить молотком.Снятие штифта
  11. Вынимаем нижний маслоотражатель и шайбу (вытираем их тряпкой).
  12. Тянем за центробежный автомат и вытаскиваем из корпуса распределителя вал. (Его необходимо протереть бензином, соляркой или растворителем, после чего рекомендуется шлифануть мелкозернистой наждачной бумагой).Снятие центробежного автомата с валом
  13. Откручиваем винты вакуумного корректора и снимаем его.
  14. Откручиваем 2 винта крепления трёхштекерной колодки.Снятие вакуумного корректора и колодки
  15. Выкручиваем плоской отвёрткой на опорной пластине 2 болта датчика Холла.
  16. Вынимаем провода из посадочного места и полностью достаём ДХ.
  17. Устанавливаем новый ДХ.Замена ДХ

Сборку трамблёра и всего узла осуществляем в обратном порядке. Предварительно все детали рекомендуется помыть специальным составом, например, очистителем карбюратора или аналогичными средствами на основе ацетона.

Для справки. Если планируете прокачать «семёрку» установкой БСЗ, то эксперты рекомендуют заодно поменять свечи зажигания (марка — А17ДВР) и установить комплект высоковольтных проводов «TESLA силикон» с медными контактами.

Резюме

Датчик Холла считывает импульсы и отправляет сигнал на коммутатор. Бесконтактное зажигание намного эффективней кулачкового. Заметно улучшилась производительность двигателей, и нет никакого нагара на контактной группе. Если на вашем ВАЗ 2107 (карбюратор или инжектор) забарахлил датчик холла, то вычислить неисправность можно по симптомам дефектной работы двигателя или путём простейшей диагностики. Замену ДХ легко сделать самостоятельно. Для этого рекомендуется подготовить хорошо освещённый гараж с верстаком и нехитрый набор инструментов.

Видео по теме 

Проверка работоспособности датчика Холла

 

Вопрос проверки работоспособности датчика Холла, являющегося одним из ключевых элементов бесконтактной системы зажигания карбюраторных «семёрок», актуален для подавляющего большинства их владельцев. Почему? Потому что от его стабильного функционирования напрямую зависит работа двигателя, особенно его беспроблемный запуск.

Так что же представляет собой датчик Холла, как он работает и, главное, как своевременно определить нарушения в его работе?

Функциональное назначение и принцип действия

Датчик Холла, считывающий электромагнитные импульсы, возникающие при попадании пластины распределителя в его магнитное поле, фактически фиксируя углы положения распределительного и коленчатого валов двигателя. Передавая соответствующий сигнал коммутатору, сенсор, регулирует подачу тока на контакты свечей зажигания.
В основу принципа действия прибора положен эффект увеличения напряжения, возникающего в поперечном сечении помещённого в магнитное поле проводника (эффект Холла). Роль проводника выполняет магнитопроводящая корончатая пластина с прорезями, число которых соответствует количеству цилиндров силовой установки.

Конструкция преобразователя, установленного на ВАЗ — 2107, предполагает наличие трёх контактов. Положительный и отрицательный выводы постоянного тока и контакт для подачи снятого сигнала на коммутирующее устройство.
Такое конструктивное исполнение измерителя обеспечивает ему некоторые эксплуатационные достоинства, например, возможность получения повышенного (до 30 кВ) напряжения на электродах свечей или отсутствие необходимости частой замены контактных пластин, вследствие их высокой устойчивости к выгоранию.

Схема подключения и местоположение прибора в автомобиле

Датчик Холла на автомобиле расположен внутри распределителя зажигания и доступ к нему ограничивается лишь крышкой, закреплённой двумя защёлками.

Схема подключения устройства типична для «классических» моделей Волжского автозавода и включает в себя следующие элементы:

  • Собственно распределитель зажигания (трамблёр) с установленным на нём датчиком.
  • Катушку зажигания, повышающую напряжение до 30,0 кВ.
  • Коммутирующее устройство.
  • Свечи зажигания.
  • Тахометр, соединённый с датчиком сигнальным проводом.
  • Комплект высоковольтных и низковольтных проводов.

Признаки неисправности устройства и способы диагностики

Несмотря на довольно простую конструкцию, датчик Холла может выйти из строя, хотя, справедливости ради отметим, что случается подобное нечасто.

Однако это происходит и существует ряд признаков, по которым опытный автолюбитель диагностирует нарушения работоспособности именно этого прибора:

  • Резкое увеличение расхода топлива
  • Частые остановки двигателя, особенно при работе на малых оборотах.
  • Затруднённый запуск или полное отсутствие такового.
  • Нестабильная работа силового агрегата (рывки, перебои, детонация).
  • Движение автомобиля рывками на больших оборотах двигателя.

Следует оговориться, что появление таких «симптомов» может свидетельствовать и о возникновении проблем в системах подачи топлива и зажигания, поэтому для достижения определённости необходима проверка работоспособности датчика Холла.

Как проверить исправность сенсора

Существует несколько способов проверки. Наименее затратной по времени и не требующей особых ремонтных навыков является элементарная замена тестируемого датчика на заведомо исправный.

Не намного сложнее проверка посредством мультиметра. Установив соответствующий предел (постоянный ток 20 В), определяют напряжение на выходных контактах измерителя. У исправного устройства его величина находится в диапазоне от 0,4 до 11,0 вольт в зависимости от положения коленвала.

Ещё одним, достаточно распространённым методом диагностики работоспособности датчика, является проверка наличия искры.

Порядок действий нижеследующий:

  1. Выкрученную свечу зажигания, соединяем с катушкой посредством высоковольтного провода.
  2. Второй контакт свечи (резьбу) замыкаем на массу (минус).
  3. Демонтируем сенсор.
  4. Соединяем разъём кабеля, идущего от коммутатора.
  5. Проводим отвёрткой перед сенсором.

Появление искры на контактах свечи зажигания свидетельствует об исправном состоянии датчика.
Существует ещё несколько методов проверки работоспособности измерителя, но они более трудоёмки и требуют использования определённых устройств и элементов: вольтметра, осциллографа, резистора, светодиода и т.д.

Алгоритм замены неисправного устройства новым

При всей кажущейся простоте, процесс замены датчика Холла на ВАЗ-2107 — мероприятие довольно трудоёмкое, поскольку требует не только демонтажа, но и полной разборки распределителя зажигания. И здесь есть свои подводные камни. Для того чтобы не иметь впоследствии проблем с выставлением зажигания, необходимо нанести маркеры на корпусах блока цилиндров и самого распределителя.

Итак, алгоритм снятия и замены датчика Холла:

  1. Подготовка необходимого инструмента: отвёртка, плоскогубцы, ключ торцевой (рожковый) на 13, молоток.
  2. Обесточивание автомобиля снятием клеммы «-» с АКБ.
  3. Демонтаж крышки распределителя и вакуумного шланга.
  4. Отсоединение разъёма, подключенного к датчику.
  5. Выкручивание болта (13 мм) крепления трамблёра и его последующий демонтаж.
  6. Освобождение пластин крепления крышки распределителя.
  7. Демонтаж крышки, ротора (слегка потянув на себя), пластиковой крышки.
  8. Выкручивание болтов крепления штекера и проводной колодки.
  9. Освобождение опорной пластины датчика, закреплённой двумя болтами.
  10. Демонтаж вакуумного корректора распределителя, закреплённого также двумя болтами:
    1. удаление стопорного кольца при помощи плоскогубцев;
    2. демонтаж тяги вакуумного корректора распределителя со штифта опорной пластины;
    3. снятие корректора.
  11. Освобождение (движение вверх по оси трамблёра) и удаление опорной пластины.
  12. Выкручивание болтов фиксации сенсора.
  13. Демонтаж датчика Холла.

Примечание: На демонтированном распределителе зажигания следует произвести тщательную очистку вала от частиц нагара. Чтобы поставить преобразователь на штатное место, необходимо проделать вышеописанные действия в обратном порядке.