«Нива» ВАЗ-2121 и ее модификации

Текст: Евгений Константинов
Фото: Андрей Хорьков

На мой взгляд, имя этого автомобиля – не просто некое название по «сельскохозяйственным мотивам». НИВА – это аббревиатура, (а значит, как любая аббревиатура, писаться она должна исключительно заглавными буквами), означающая ни много ни мало, а «Наилучшее Изобретение Волжского Автозавода»! И, между прочим, это действительно так. Автомобили, с минимумом конструкционных изменений пережившие четвертьвековой юбилей на конвейере, во всем мире можно пересчитать по пальцам. Большинство превращается в моральную рухлядь куда быстрее. А « НИВА» и сегодня остается востребованной покупателями. Более того, достаточно открыть любую газету объявлений, и выяснится, что « НИВА» еще и самый популярный внедорожник на вторичном рынке.

ВАЗ 2121 нива - характеристики, обзор и плюсы автомобиля

mashinaa.ru

В апреле 1977 года Волжский автозавод произвел настоящую революцию. Его новая модель, ВАЗ-2121 « Нива», практически не имела аналогов в практике мирового автомобилестроения! Это сегодня схема с пружинной подвеской, постоянным полным приводом и несущим кузовом воспринимается как норма для компактного внедорожника. А в конце семидесятых все это было открытием. Новый внедорожник оказался практичен, комфортабелен и дешев. Такого набора качеств ранее не имел ни один автомобиль с формулой 4х4. Большинство вездеходов тех лет были утилитарными транспортными средствами с военным прошлым. Постоянный полный привод и полноценный ездовой комфорт фактически мог предложить лишь Range Rover, появившийся шестью годами ранее. Но совершенно иные габариты, масса, наличие рамы, а главное, ценовая ниша не позволяли говорить о каком бы то ни было подражательстве со стороны «вазовцев». Да, комфортабельные внедорожники в те годы существовали, но среди моделей с подключаемым приводом: эксклюзивные роскошные машины вроде Monteverdi и дорогие версии переделанных из пикапов «американцев». Но это был совершенно другой путь развития. « Нива» же стояла особняком. Фактически она основала совершенно новый класс вездеходов.

Никакой другой российский легковой автомобиль и близко не имел такого успеха на международной арене. В «Автоэкспорт» приходили заявки из самых разных уголков земного шара. Появились и две специальные экспортные версии: ВАЗ-21211 с 1.3-литровым мотором (для стран с дорогим топливом и высокими налогами на объем двигателя) и ВАЗ-21212 с правым рулем. Последняя, кстати, пользовалась очень хорошим спросом в Англии.

Базовая версия для внутреннего рынка изначально комплектовалась карбюраторным двигателем ВАЗ-2121 объемом 1.6 л с цепным приводом ГРМ. Фактически это был «шестой» мотор (самый мощный в «жигулевской» гамме) с поддоном картера, позволяющим разместить под ним редуктор переднего моста. Но при всей простоте, неприхотливости и надежности у данного силового агрегата оказался один существенный для вездехода недостаток – заметно сдвинутый в сторону высоких оборотов пик крутящего момента. Это не позволяло брать тяжелые участки внатяг. Зато благодаря удачному соотношению мощности и массы автомобиль был способен эффективно «пролетать» ходом заведомо засадные участки.

В комплекте с 1.6-литровым двигателем на «Ниву» устанавливалась стандартная четырехступенчатая КП. Для увеличения тяговых качеств сначала применялись главные пары с числом 4,44. Но менее чем через год их заменили на 4,3, а в середине 80-х ради увеличения экономичности и вовсе остановились на 4,1. В таком виде « Нива» и просуществовала до 1994 года. Именно тогда автомобиль претерпел самую серьезную модернизацию за всю свою историю.

В течение 1994 года было выпущено огромное число переходных модификаций с различными индексами, но в конце концов базовой стала версия ВАЗ-21213 с карбюраторным двигателем 1.7 л (именно она сегодня и составляет основную массу машин на вторичном рынке). Еще спустя год появились инжекторная модель ВАЗ-21214 и две «растянутые» на полметра «трехдверки» с индексами 2129 и 2130. Последние делали просто: резали короткую машину пополам и в середину вваривали вставку с окнами. В зависимости от индекса длинные автомобили комплектовались двигателями объемом 1.7 и 1.8 литра. В 1996 году их сменила «пятидверка» ВАЗ-2131, и почти одновременно свет увидела «Фора» – трехдверная модификация, удлиненная по дверному проему на 300 мм (она получила индекс 21218).

Кузов

Когда мы говорим о «Ниве», то первым делом на ум приходит трехдверная короткая версия (в просторечии «бегемот»). Надо отметить, что она наиболее приспособлена для бездорожья и по праву славится великолепной проходимостью. По крайней мере, немного найдется машин, которые без специальной подготовки «сделали» бы ее в условиях офф-роуда. Но при этом нельзя забывать, что запас прочности автомобиля не рассчитан на постоянную эксплуатацию на тяжелом бездорожье. Страдает в первую очередь кузов: несколько лет интенсивных нагрузок – и вот уже на силовых элементах днища появляются вмятины, а затем и трещины на лонжеронах в промежутке между пружиной передней подвески и кронштейном крепления амортизатора. Перед продажей их, конечно, могли и заварить, но то, что машину «складывали», возможно определить по косвенным признакам. В первую очередь об этом говорит характерная выпуклость (размером с пятак) на выштамповке переднего крыла (ближе к задней его части).

В городе кузов страдает по другой причине. Коррозионная стойкость «Нивы» отнюдь не на высоте и сравнима с вазовской классикой. Что же до «высокой посадки», то она лишь немного препятствует образованию ржавчины на порогах. Наиболее проблемные места – все стыки панелей, кромка двери багажника и рамка ветрового стекла. Впрочем, у машин последних лет выпуска из-за некачественной покраски очаги ржавчины могут возникнуть на любом месте. Именно поэтому желательны ежегодный антикор и постоянная профилактическая подкраска свежих сколов и царапин. Способствует коррозии и намокшая шумоизоляция пола, просушить которую крайне тяжело. В остальном же – и по прочности, и по жесткости на кручение – это лучший из вазовских кузовов. Особенно дорестайлинговый – с короткой дверью багажника. Но в наши дни найти автомобиль до 1994 года с приличным железом – большая удача. А если они где и сохранились, то уж точно не в Москве.

В 1999 году бампера прилично сбросили в весе и стали «мягкими». А до этого дюралевым швеллером можно было валить заборы (испробовано). То, что удлиненные машины обладают худшей геометрической проходимостью, но лучшей управляемостью вполне естественно. Но о длиннобазных кузовах ходят страшные легенды. Якобы они от времени ломаются напополам, а на бездорожье их вообще скручивает винтом. Пищу для этих разговоров дали трехдверные «крокодилы» и самые первые «пятидверки», действительно не отличавшиеся особой прочностью. Совсем развалившихся на отдельные части машин, правда, никто не видел, но трещины по сварке на отдельных экземплярах встречаются, да и явная ржавчина на швах в середине кузова для них обычное дело. Впрочем, довольно быстро жесткость пятидверного «крокодила» улучшили, и большинство ВАЗ-2131 никаких хлопот с этой стороны не доставляет. Среднебазная «Фора» ВАЗ-21218 и вовсе не уступает базовой модели.

Фото в бортжурнале LADA 4x4 3D
Фото в бортжурнале LADA 4x4 3D
Приводы очистителей фар со временем закисают. А если привод заклинило в промежуточном положении и он не дошел до конца, моторчик продолжит разряжать аккумулятор, ничем себя не выдавая
Фото в бортжурнале LADA 4x4 3D
Фото в бортжурнале LADA 4x4 3D
Кромка задней двери – одно из самых слабых в отношении коррозии мест. Ржавчина появляется тут после первой-воторой «соленой» зимы
Фото в бортжурнале LADA 4x4 3D
Интерьер ВАЗ-2121 имеет немало общего с «шестеркой». В 1994 году салон изменился. Система вентиляции улучшилась, но информативность приборов упала. Последняя модернизация 1999 года была незначительна
Фото в бортжурнале LADA 4x4 3D
В комплекте с новым двигатем рабочим объемом 1.7 литра «Нива» получила и несколько увеличенный радиатор системы охлаждения.
Фото в бортжурнале LADA 4x4 3D
В комплекте с новым двигатем рабочим объемом 1.7 литра «Нива» получила и несколько увеличенный радиатор системы охлаждения.
Фото в бортжурнале LADA 4x4 3D
Внешне впрысковую машину легко отличить по двум электрическим вентиляторам, установленным перед радиатором. Они более толковы, чем ременный «карлсон».
Фото в бортжурнале LADA 4x4 3D
Объем багажника моделей 2121 и 21213 одинаков. Разве что в более позднюю модель стало удобнее устанавливать тяжести (за счет значительного снижения погрузочной высоты). У «поздних» машин также появилась жесткая полка грузового отсека, закрывающая его
Фото в бортжурнале LADA 4x4 3D
Объем багажника моделей 2121 и 21213 одинаков. Разве что в более позднюю модель стало удобнее устанавливать тяжести (за счет значительного снижения погрузочной высоты). У «поздних» машин также появилась жесткая полка грузового отсека, закрывающая его
Фото в бортжурнале LADA 4x4 3D
Объем багажника моделей 2121 и 21213 одинаков. Разве что в более позднюю модель стало удобнее устанавливать тяжести (за счет значительного снижения погрузочной высоты). У «поздних» машин также появилась жесткая полка грузового отсека, закрывающая его
Фото в бортжурнале LADA 4x4 3D
Багажник «Форы» в обычном варианте чуть меньше «короткого» багажника со сложенными сиденьями. Он оснащен внутренней подсветкой и складной полкой. Чемпион по вместительности, конечно же, ВАЗ-2131. Хотя в пятиместном варианте грузовой отсек здесь такой
Фото в бортжурнале LADA 4x4 3D
Багажник «Форы» в обычном варианте чуть меньше «короткого» багажника со сложенными сиденьями. Он оснащен внутренней подсветкой и складной полкой. Чемпион по вместительности, конечно же, ВАЗ-2131. Хотя в пятиместном варианте грузовой отсек здесь такой
Фото в бортжурнале LADA 4x4 3D
Компоновка подкапотного пространства вазовского внедорожника вне зависимости от двигателя практически одинакова. но в то же время, установка более мощного вакуумного усилителя тормозов от ВАЗ-2108 в 1994 году потребовала перевернуть запасное колесо,
Фото в бортжурнале LADA 4x4 3D
На ВАЗ-2121 багажник открывался исключительно снаружи. Кнопкой. Позднейшие модификации обзавелись внутренней ручкой замка багажника, но расположена она у всех по-разному. У коротких «Нив» – на левой боковине под пепельницей, у «Форы» – в узком проеме
Фото в бортжурнале LADA 4x4 3D
Задние буксирные проушины вварены в стык между панелями кузова, и один рывок трактора может выдрать крепление вместе с бампером (разорвав сварной шов и погнув элементы задней части). Поэтому «Ниву» ни в коем случае нельзя эвакуировать из грязевого плена рывками!

Двигатель

Ставший основным 10 лет назад карбюраторный мотор ВАЗ-21213 объемом 1.7 л и мощностью 79 л. с. по своей конструкции сходен с предшественником и тоже отличается надежностью и неприхотливостью. Кроме того, он получил бесконтактную систему зажигания. У него заметно лучше тяга на низах (в сравнении 1.6-литровым). Что касается ресурса обоих моторов, то заводом он заявлен всего в 90 тыс. км. Правда, эта цифра весьма условна. С одной стороны, известны двигатели, легко перемахнувшие двухсоттысячный рубеж, с другой – требующие переборки уже после пятидесяти. Лотерея – созданная еще фиатовскими инженерами система контроля качества на ВАЗе уже давно не работает. И, как это ни печально, но основная масса моторов, выпущенных на рубеже тысячелетий, тяготеет скорее ко второй цифре. Вместе с новым мотором « Нива» получила и новый, более мощный генератор. У него есть одно слабое место, неизвестное старой машине: встроенный реле-регулятор – со временем он требует замены. А чтобы добраться до него, требуется снять и частично разобрать генератор, что при тесноте компоновки моторного отсека занимает довольно много времени и сил. На ВАЗ-2121 реле-регулятор был отдельной деталью и крепился на верхней поверхности колесной арки двумя гайками. Инжекторные 1.7-литровые могли оснащать как моновпрыском GM (1997–1999 гг.), так и распределенным Bosch (с 1999 г.). С прошлого года они полностью вытеснили с конвейера карбюраторные силовые агрегаты (они продолжают поставляться в запчасти и на длиннобазные версии, выпускаемые ОПП). Инжекторная версия несколько мощнее и благодаря датчику детонации способна в случае необходимости переварить низкосортный бензин. Зато она, как это ни странно, более требовательна к качеству масла, чем карбюраторная (в головке блока установлены гидрокомпенсаторы клапанов). Что касается моновпрыска, то он надежен, но в случае выхода из строя какого-либо электронного компонента поиск запчасти может затянуться.

Разработанный в 1995 году двигатель ВАЗ-2130 объемом 1.8 литра до «большого» конвейера так и не дошел. Он выпускается на ОПП и штатно устанавливается только на длиннобазные автомобили. Но благодаря наличию этих агрегатов в свободной продаже, на вторичном рынке встречаются и короткобазные автомобили с этим мотором. Система питания на 1.8-литровых агрегатах в основном карбюраторная, а распределенный впрыск встречается лишь изредка. Характеристики этого двигателя более подходят внедорожнику – у него самый высокий крутящий момент из всей гаммы «нивских» моторов. Однако и нестабильность качества тоже самая высокая…

Трансмиссия

Трансмиссионный гул и вибрации, присущие каждой «Ниве», полностью устранить невозможно. Это конструктивная особенность. Коробка передач и раздатка составляют два различных агрегата и соединены очень коротким промежуточным валом с резиновым гасителем крутильных колебаний.

Задний кардан работает при максимально возможных углах излома крестовин, и при малейшем дисбалансе тоже ощутимо вибрирует. Но в целом вибрации исправной машины невелики. Если они усилились, это говорит о неполадках. Причиной может быть закисшая крестовина в кардане, подкусывающий ШРУС промвала либо разбитые шлицевые соединения. Может быть нарушена и центровка раздаточной коробки. Вследствие вибраций у нее иногда лопаются крепежные проушины. По счастью, они съемные и в случае поломки не требуют замены корпуса раздаточной коробки. Если машина никогда не съезжала с асфальта, у нее от бездействия могут закиснуть рычаги управления РК. С 1999 года в раздатку стали устанавливать мелкомодульные шестерни, что существенно уменьшило шум, но… увеличило процент брака.

Старая четырехступенчатая коробка передач также почти вечный агрегат, но, увы, этого нельзя сказать о «пятиступке», штатно устанавливаемой с 1994 года. Особенно много хлопот доставляет блок пятой передачи. Нередко уже после 30 тысяч пробега КП требует переборки (обходится это примерно в 3000 рублей). Сколько она проработает потом – зависит исключительно от качества запчастей и добросовестности мастера.

ШРУСы передних приводов довольно надежны, однако резиновые чехлы изнашиваются и при езде по бездорожью рвутся часто. А поскольку замена отнимает много времени (приходится разбирать весь привод), то при первом же ремонте лучше сразу поставить подходящие по размеру импортные «резинки». Они, конечно, дороже, но эластичнее и прочнее. Если же на «Ниве» стоят диски с меньшим, чем требуется (ЕТ 50), вылетом, готовьтесь к замене передних ступичных подшипников (они совершенно не предназначены для восприятия консольных нагрузок). Кроме того, конусная конструкция этих подшипников требует точной регулировки.

Ходовая часть

Подвеска «Нивы» проста, прочна и надежна. При этом она обеспечивает приличный комфорт и очень достойную для короткобазного автомобиля управляемость. Нередко это провоцирует любителей активной езды превращать любую поездку в «этап Кубка мира по ралли-рейдам». Действительно, подвеска достойно выдерживает удары трамвайных путей, «лежачих полицейских» и «низкий полет» над ухабистой грунтовкой. Но, увлекшись такой ездой, можно допрыгаться. В первую очередь умирают амортизаторы и проседают пружины, а со временем гнутся и продольные рычаги заднего моста. Отдельные «спортсмены» умудряются согнуть даже балку моста. Причем если она согнута незначительно и это незаметно визуально, то мост продолжит работать как ни в чем не бывало. Вот только ступичные подшипники придется менять очень часто. А это – целая история, которую сервисы очень не любят. Там «перебрасывают» полуось в сборе, что обходится в районе 1800 рублей.

Спереди от «скачек» начнут разбиваться шаровые опоры и рулевые наконечники. По счастью, шаровые опоры «Нивы» никогда, в отличие от тех же «Жигулей», внезапно не разваливаются и задолго до своей кончины начинают предупреждать водителя стуками и противным писком, возникающим при разрыве пыльника и попадания грязи внутрь. Для машин, постоянно ездящих по бездорожью, это обычное дело.

Сошки рулевого редуктора и маятникового рычага машин до 1994 года и после отличаются. Благодаря замене руль стал легче, но за это пришлось расплачиваться увеличением диаметра разворота. Кроме того, в маятниковых рычагах пластиковые втулки были заменены подшипниками.

Тормозная система «Нивы» с 1977 года принципиально не изменилась. Один контур в ней действует только на передние колеса, другой – на обе оси. На ВАЗ-2121 задние тормоза требуют периодической регулировки зазоров. Но если рабочие цилиндры от «копейки» заменить на самоподводящиеся от «пятерки» (ставящиеся с 1994 года), одной нудной операцией в обслуживании автомобиля станет меньше.

Итог

Так что же представляет собой сегодня « Нива»? Да то же, что и двадцать лет назад… Компактный и динамичный универсальный внедорожник, наделенный великолепной проходимостью. Отличный вариант как для начинающего покорителя бездорожья, так и для опытного (особенно когда он способен адекватно оценить перспективность «дороги» и вынужден много передвигаться по городу). Ну и наконец, это достойный транспорт для «романтического путешествия». Способность быстро ехать по любым дорогам, объемный багажник (в двухместном варианте), возможность отремонтировать все что угодно в любом населенном пункте нашей необъятной родины и… Европы. И все это – за весьма умеренные деньги! Правда, за последние три года « Нива» подорожала практически в два раза.

Причина кроется в ажиотаже, вызванном обещаниями снять ее с производства, заменив более дорогой и менее внедорожной «Шеви», конструкция которой, кстати, имеет много общего со «старушкой». В результате за трехлетнюю машину сегодня просят больше, чем она стоила изначально! Появление «наследницы» отразилось и техническим образом. В последнее время завод постоянно изменяет конструкцию классической «Нивы», унифицируя ее с «Шеви». В результате из продажи исчезают «оригинальные» запчасти. Так, сейчас в дефиците приводы переднего моста, ступицы передних колес, полуоси и чулок заднего моста. Что же касается остальных запчастей, то заложенная в конструкции унификация с классическими «Жигулями» может сыграть с вами шутку: часть деталей у них очень похожа, но не идентична. А продавцы об этом знают не всегда…

ДОПОЛНЕНИЕ

Фото в бортжурнале LADA 4x4 3D
  1. Пыльник внуреннего ШРУСа можно заменить «гофрой» от внешнего. Она прочнее.
  2. Грязь любит забиваться во внутреннее пространство «домика» тяги Панара, отчего тот начинает гнить.
  3. Шестеренки главных пар спереди и сзади абсолютно одинаковы. Но по статистике передний редуктор ломается на порядок чаще заднего, при этом его сложнее ремонтировать. Чтобы добраться до РПМ, необходимо разобрать переднюю подвеску.
  4. Передние карданы у всех «Нив» одинаковы. Самые прочные крестовины – у оригинальных запчастей из Тольятти.
  5. Каждый раз после проведения антикоррозийной обработки и после преодоления грязи необходимо прочищать отверстия в нижней кромке дверей и порогов (если они забиты, во внутренних полостях начинает скапливаться вода).
  6. Передние буксирные проушины, прикрученные непосредственно к лонжеронам, выдерживают любые «издевательства». Разве что сами иной раз гнутся (но с тем же успехом правятся молотком)
  7. При установке на машину раздаточная коробка требует обязательной «подгонки по месту» как в поперечной, так и в вертикальной плоскостях. Но, справедливости ради стоит заметить, что поводы для ее снятия и разборки довольно-таки редки.
  8. Сайлент-блоки здесь почти вечные, мощные кованые рычаги сломать невозможно, но их оси от прыжков иногда гнутся.
  9. С 2001 года все выпускаемые «Нивы» ВАЗ-21214 стали экологичней. Машины стали оснащаться лямбда-зондами и нейтрализаторами в выхлопной системе.
  10. Слабое в коррозионном отношении место – пол в районе крепления «раздатки». Здесь на него действуют повышенные нагрузки и вибрации, что не способствует долголетию металла и требует сварочных работ. На ВАЗ-2131 пол в этом месте усилен изначально.
  11. Скоростная езда по кочкам, особенно на жестких амортизаторах, может послужить причиной отрыва их верхних креплений. Если вас так и подмывает погонять по проселкам, верхние «домики» лучше усилить. А то и вообще поставить второй комплект аммортизаторов
  12. 12В трансмиссии ВАЗ-2131 применяется дополнительный вал со ШРУСом, который выходит из раздатки и крепится на подвесной опоре. Дальше от нее идет штатный задний кардан. У «Форы» задний кардан оригинальный, удлиненный. В свободной продаже не встречается.
  13. Передняя независимая подвеска представляет собой классическую двухрычажную схему. Единственное, что затрудняет ее ремонт, – теснота компоновки. Двигатель защищен спереди толстым, но нешироким стальным листом.
  14. В передних суппортах по три пальца. Со временем грязь и коррозия могут привести к тому, что один из них закисает и суппорт начинает поджимать колодку неравномерно. Если болезнь не сильно запущена, палец можно «раскачать», но обычно о суппортах вспоминают очень поздно
  15. До 1994 г. в промежуточном вале применялась карданная кре-стовина. После ее заменили ШРУСом, что немного снизило вибрации. В последнее время на «Нивы» ставят валы от «Шеви» с более прочным гасителем крутильных колебаний. Все валы взаимозаменяемы.

История ВАЗ-2121 (Нива). Создание и развитие LADA 4х4. 50-летний юбилей «Нивы»

В 2021 году «Нива» отмечает полувековой юбилей. С момента выхода экспериментальной модели в 1971 году прошло уже 50 лет! (от ВАЗ-Э2121 до LADA 4×4 Urban)

Здравствуйте! Вы находитесь на канале «AQUAdansind» в Яндекс.Дзен, эта статья посвящена истории ВАЗ-2121 (НИВА). Подписывайтесь на канал, у нас много интересных материалов на автомобильную тематику!

История создания советского внедорожника

От ВАЗ-Э2121 до LADA 4x4 Urban

От ВАЗ-Э2121 до LADA 4×4 Urban

В 1970 году председатель совета министров СССР Алексей Косыгин дал указание руководству «ВАЗ», «АЗЛК» и «Ижмаша» создать комфортный внедорожник для сельских жителей.

Первая экспериментальная модель внедорожника была безрамной, что было новаторством по меркам того времени.

ВАЗ-Э2121 (экспериментальный прототип)

Так выглядел ВАЗ-Э2121

Так выглядел ВАЗ-Э2121

Изначально, автомобиль планировалось оборудовать мощным дизельным двигателем, бортовыми редукторами, а подвеску выполнить торсионной, но в угоду экономической целесообразности, инженеры пошли по пути унификации и упрощения — появилась первая экспериментальная модель ВАЗ-Э2121 — шассийная машина с бензиновым атмосферным двигателем 1,6л, испытания которой были засекречены.

ВАЗ-Э2121 был создан для отработки технологии и поэтому сильно отличался от привычной нам Нивы, но уже в 1972 году, благодаря художнику Валерию Сёмушкину облик Нивы изменился.

ВАЗ-2121, разработки 1972 года

ВАЗ-2121 доджен был удовлетворить потребности широкого круга граждан СССР — машина должна была удовлетворить потребности как сельского населения, так и городского. При этом, автомобиль должен был обладать свойствами внедорожника и одновременно быть компактным. Запасное колесо, например, которое в те времена смотрелось не эстетично на задней двери, решили разместить под капотом, а багажник был небольшого размера.

В 1973 году прошли испытания Нивы, уже в привычном нам облике, по Средней Азии, после которых автомобиль был доработан и оборудован задним дворником и очистителями фар.

В 1974 году автомобиль прошел государственные испытания, по результатам которых был еще немного доработан, так задние фары были заменены на «шестерочные» (были от «тройки»), появился алюминиевый бампер вместо хромированного, а так же исправлены некоторые другие мелочи.

Экспериментальный ВАЗ-2121 1974 года

Экспериментальный ВАЗ-2121 1974 года

ВАЗ-2121 можно считать первым мировым кроссовером. ГОСТов на испытания такого автомобиля не было, поэтому испытывали его по параметрам внедорожника и легковой машины. В 1974 году ВАЗ-2121 получил имя «Нива», которое было запатентовано.

После испытаний было выпущено 50 пробных экземпляров, за эксплуатацией которых пристально следили инженеры. В результате наблюдений были исправлены некоторые недочёты и машина встала на конвейер в серийное производство в апреле 1977 года.

ВАЗ-2121, серийное производство с 5 апреля 1977 года

Нива встала на конвейер в 1977 году. Это был автомобиль с несущим кузовом, полным приводом, бензиновым двигателем 1.6 литра, и межосевым дифференциалом с возможностью блокировки. Передняя подвеска — пружинная независимая на поперечных рычагах, задняя — мост с тягой Панара.

Нива оборудовалась 4-х цилиндровым бензиновым двигателем 1,6 литра на 80 лошадиных сил с цепным приводом ГРМ и надёжной четырёхступенчатой механической КПП. Двигатель был создан на основе мотора от ВАЗ-2106, от него же позаимствована КПП и редуктор заднего моста. В отличии от «Шестёрки» у Нивы были дополнительные два рычага рядом с селектором передач — один включал понижающий ряд, второй блокировал межосевой дифференциал.ВАЗ-2121 1977 года

ВАЗ-2121 1977 года

ВАЗ-2121 1977 года

ВАЗ-2121 1977 года

Нива в своё время стала самой популярной машиной, так как это был единственный полноприводный внедорожник в своём классе. Достойный конкурент Ниве смог появиться только в 1994 году — Toyota RAV4.

Не смотря на все свои достоинсва, Нива не была лишена проблем, вот самые явные недостатки:

  • Быстрый и высокий износ штатных шин;
  • Низкая коррозионная устойчивость кузова;
  • Низкая герметичность кузова и плохие резиновые уплотнители;
  • Охлаждение с приводом от коленвала — перегревы двигателя;
  • Плохой прогрев салона штатной «печкой»;
  • Хрупкость крестовины кардана;
  • Низкая надёжность механизма сцепления;
  • Шумы раздатки
  • Низкое качество ШРУСов

ВАЗ-2121, 1994 год. «Тайга»?

В 1994 году ВАЗ-2121 дорабатывают, исправляя «ошибки» и внося изменения как во внешний вид, так и по салону. Название «Тайга» не прижилось, поэтому машина так и осталась «Нивой».

Ориентация задних фонарей сменилась на вертикальную. Появился двигатель ВАЗ-21213 (увеличенный «восьмёрошный») объёмом 1,7 литра, а так же установили пятиступенчатую КПП, которая зарекомендовала себя, как менее надёжная. Привод на задние колёса теперь осуществлялся через ШРУС, а не крестовину, за счёт чего, снизился уровень шума.История ВАЗ-2121 (Нива). Создание и развитие LADA 4х4. 50-летний юбилей "Нивы"

История ВАЗ-2121 (Нива). Создание и развитие LADA 4х4. 50-летний юбилей "Нивы"

Значительно изменился салон. «Приборка» выполнена в стиле 2108-2109, появились новые сиденья и более «жирный» руль.

ВАЗ-2131, 1995 год, «пятидверка»

5-дверные версии Нивы производятся до сих пор

5-дверные версии Нивы производятся до сих пор

В 1995 году стартовали продажи официальной удлинённой версии Нивы, обратите внимание, это не ВАЗ-2121, а ВАЗ-2131. Для реализации решения база автомобиля была увеличена ровно на полметра (500мм).

Первое время пятидверная версия Нивы оборудовалась двигателем 1,8 литра на 82 л.с., который зарекомендовал себя, как ненадёжный.

2001 год — LADA 4х4

Название (бренд) Niva в 2001 году отошёл от АвтоВАЗа к предприятию «GM-Avtovaz» (это те же времен, когда ВАЗ-2123 стал «Шнивой»).

ВАЗ-2121 получает новое имя — Lada 4х4, а с ним и ряд доработок:

  • Новое сцепление Valeo
  • Новые тормоза с вакуумным усилителем и увеличенным тормозным цилиндром;
  • Новые нерегулируемые ступичные подшипники;
  • Доработки элементов подвески;
  • Увеличенные в размерах амортизаторы;
  • Реконструкция переднего редуктора.История ВАЗ-2121 (Нива). Создание и развитие LADA 4х4. 50-летний юбилей "Нивы"

Революция! В 2002 году Нива, наконец то, получает инжекторный двигатель 1,7 литра на 81 лошадиную силу.

Двигатель теперь удовлетворяет нормам Евро-2, внесены следующие изменения в мотор 21214-20:

  • Однорядная цепь ГРМ вместо двухрядной;
  • Оборудование контроллером Bosch;
  • Установка коленчатого вала с длинным (40 мм) радиусом кривошипа;
  • Головка блока цилиндров с датчиками фаз газораспределения;
  • Гидрокомпенсаторы вместо регулировочных болтов.

LADA 4х4, 2009 год

Изменения, коснувшиеся Нивы в 2009-2011 годах не сильно затронули внешний вид, так как изменилась только решетка радиатора и оптика, за то технических новшеств было достаточно много:

  • Панель приборов была взята от «пятнашки»;
  • Двигатель ВАЗ-21214М с распределенным впрыском (Евро-3);
  • Силиконовые прокладки исключили течи тосола;
  • Появляется система ABS;
  • Появляется гидроусилитель руля (ГУР);
  • Увеличивается диаметр сцепления.
История ВАЗ-2121 (Нива). Создание и развитие LADA 4х4. 50-летний юбилей "Нивы"

2014 год — Lada 4×4 Urban

С 2014 года АвтоВАЗ решил выпускать «городскую» версию Нивы — серьёзных изменений в конструктив машины это не внесло, изменились навесные элементы кузова — бампера, решетка радиатора, колёсные диски.

В салоне прибавилось комфорта — появился кондиционер, подстаканники, улучшенная шумоизоляция и уменьшился диаметр руля.

Из технических новшеств — ШРУСы вместо крестовин на карданах приводов осей, что уменьшило шум и увеличило надёжность.

2019 год — возможно последний этап ВАЗ-2121

В 2019 году был координально изменен салон автомобиля. Передняя панель полностью переделана — производители старались выполнить её в едином стиле с «Вестой» («крутилки» вместо «ползунков» и т.д.), появляется бортовой компьютер и боковая подушка безопасности. Управление светом остаётся по прежнему кнопками, хоть и выглядящими поприличнее, но морально устаревшими.История ВАЗ-2121 (Нива). Создание и развитие LADA 4х4. 50-летний юбилей "Нивы"

Изменились не только сиденья, но и обивка потолка — теперь она с ворсяным покровом, плафон объединён с блоком ЭРА-ГЛОНАСС.

Нива разошлась тиражом около 2 миллионов экземпляров, на данный момент в продаже можно найти Ниву на любой вкус от 50 000 рублей в «живом» состоянии.

На данный момент Нива остаётся уникальным отечественным внедорожником, который возможно ремонтировать и обслуживать у себя в гараже. Нива — это самый доступный по стоимости внедорожник, который, не смотря на низкие силовые характеристики, по прежнему закрывает потребности сельских жителей, рыболовов и охотников.

Lada 4x4 Urban

Lada 4×4 Urban

Облик Нивы практически не менялся с момента запуска в серийное производство с 1977 года — это уже более 40 лет, а спрос на Ниву до сих пор сохраняется, можно сказать, что уже третье поколение автовладельцев с удовольствием забирают новые Нивы из автосалонов.