Я выкрутил самый доступный болт, а второму обломил ушко и все
Пришлось снять немного пластика чтобы подлезть
Причина долгового запуска двигателя устранена, машина приятней работать, к тому же перестали на холодную цокать гидрики, заодно поменял катушки зажигания (625 р шт) и свечи
Неисправность датчика фаз (ДФ) возможно определить только диагностическим прибором. При выходе датчика из строя характеристики двигателя никак не изменяются, кроме чуть завышенного расхода топлива (0, 5 л), который легко скрывается за стилем вождения. Еще из симптомов – задержка в запуске двигателя на 2 секунды вследствие ожидания сигнала от датчика. После ЭБУ перейдет на попарно-параллельный впрыск.
Если при этой неисправности машина троит и неустойчиво работает на холостом ходу, а так же стала «тупой» при разгонах, то стоит проверить, не провернуло ли зубчатый шкив на коленчатом валу (идет на привод генератора и остальных систем). Для проверки необходимо выставить первый цилиндр в верхнюю мертвую точку (ВМТ). Датчик положения коленвала должен смотреть на начало 20-го зубца от двух пропущенных.
Если со шкивом и работой все в порядке, то необходимо сбросить ошибку на ЭБУ и посмотреть, при каких условиях она снова появится. Если ошибка при работе двигателя на холостом ходу не возникает, необходимо проверять все соединения и провода. Это делается шевелением клеммы и жгута проводки. Если ошибка появилась при этой операции, то нужно искать плохой контакт, датчик не причем.
Если ошибка возникла спустя 15 секунд после сброса при ровной работе – то можно смело менять датчик. Для достоверности его можно проверить (схема проверки есть в Интернете), но цена нового датчика около 200 рублей — за эти деньги проще купить заведомо исправный, и, даже если дело окажется не в нем, иметь запасной.
Итак, мы убедились, что дело в датчике и будем его менять.
Для замены датчика фаз на автомобилях семейства Приора, Калина и Гранта с 16-ти клапанным двигателем нам потребуются:
Ключ «на 10» (лучше головка «на 10»)
Шестигранник «на 5»
Ключ «на 17»
Датчик фаз для 16-ти клапанного мотора ВАЗ
1. Датчик установлен на передней стороне двигателя (со стороны радиатора) рядом со шкивом впускного распределительного вала. Сверху его не видно. Определяем положение по подходящему в это месту жгуту проводов.
Определение положения датчика фаз
2. Отсоединяем клемму. Ключом «на 10» откручиваем два болтика. Откручивать аккуратно, так как они имеют свойство «убегать» под машину и в генератор вместе с шайбами.
3. Снимаем датчик и осматриваем. В данном случае на нем обнаружены механические повреждения от шкива распредвала. Необходимо снять защитный пластиковый кожух и проверить состояние всего механизма. Если ДФ не имеет следов соприкосновения со шкивом, то просто меняем датчик на новый, и собираем в обратной последовательности.
Осмотр снятого датчика
4. Сразу оговорюсь, что в данном случае была проблема со шкивом генератора (провернуло зубчатый венец датчика коленвала). Датчик коленвала определял положение ВМТ с ошибкой, мотор сильно вибрировал, что и привело к поломке датчика фаз. И только тогда загорелась ошибка на панели приборов.
5. Откручиваем винты крепления кожуха шестигранником «на 5». Они располагаются сверху и по краям, один в центре под выступом и один с левого края кожуха внизу. Вытаскиваем винты вместе с кожухом. Осматриваем состояние ремня ГРМ (на фото ниже для наглядности крышка уже снята).
Снятие кожуха
6. Выставляем первый цилиндр в верхнюю мертвую точку. Для этого либо ставим автомобиль на 4-ую передачу и катаем, или проворачиваем ключом за болт коленвала или распредвала. Метки на шкивах распредвалов должны попасть под прорези на пластиковом пыльнике (указаны стрелками).
Выставление первого целиндра в верхнюю мертвую точку
7. Обе метки должны находиться вверху. Для проверки правильности выставления коленвала есть окошко в коробке переключения передач, но оно сделано под 8-ми клапанный мотор, а в двигателе 2112 по нему ориентироваться очень тяжело. Проще проверить по зубчатому венцу на шкиве вспомогательных агрегатов. Датчик коленвала (ДКВ) должен смотреть на начало 20-го зуба после пропусков (справа стрелка показывает пропуск, стрелка слева указывает на ДКВ):
Направление датчика коленвала
8. Если все совпадает, то через прорези в шкиве впускного распредвала определяем состояние шторки. Она не должна иметь никаких дефектов. Шестерня не должна свободно перемещаться или качаться. В случае обнаружения несоответствия фаз или повреждений данных элементов необходимо разбирать привод ГРМ. Как это делать, подробно описано в статье замена привода ГРМ на автомобилях Лада Приора, Калина и Гранта (16 клапанов).
Определение состояния шторки
9. Если все узлы в порядке, то ставим новый датчик. Проворачиванием коленвала убеждаемся, что шторка не соприкасается с датчиком.
10. Собираем в обратной последовательности.
Датчик фаз или распредвала Приора: причина проблемного запуска и нестабильной работы двигателя
Современный автомобиль комплектуется большим количеством разных датчиков, которые передают информацию на электронный блок управления. Каждый элемент имеет конкретное предназначение, и служит для выполнения соответствующих функций. Среди большого количества устройств, следует уделить внимание датчику распределительного вала или фаз на Приоре. Такой элемент используется как на 16-ти клапанных двигателях автомобилей Приора (21126, 21127 и 21128), так и на 8-ми клапанных (21114). Что это за устройство, для чего оно необходимо, а также принцип его работы, основные симптомы неисправности и способы замены, рассмотрим детально в материале.
Предназначение датчика фаз и почему его нет на Приоре 21116
При возникновении подозрений на неисправность датчика распредвала, многие автовладельцы прибегают к тому, что сразу же меняют изделие, не разобравшись в истинной причине поломки. Чтобы правильно подойти к вопросу устранения неисправности этого элемента, следует сначала понять, для чего же он нужен.
Датчиком распредвала ДПРВ или фаз ДФ называется электрический элемент, посредством которого происходит контроль угла поворота распределительного вала в определенный момент времени. Он следит за положением газораспределительного механизма, тем самым обеспечивая возможность фазированного впрыска топлива в цилиндры. Фазированным впрыском называется способ управления форсунками. На один полный цикл, при котором коленчатый вал совершает два оборота, приходится одно открытие форсунки в каждом цилиндре.
Схема фазированного впрыска
Благодаря использованию датчика фаз, появилась возможность реализации фазированного впрыска, что в итоге положительно отражается на расходе топлива и прочих технических показателях.
Это интересно! На Приоре 8 клапанов с двигателями 21116 датчики фаз отсутствуют, так как фазированный впрыск топлива происходит на основании алгоритма, заложенного в ЭБУ, основную роль в котором принимает электронная педаль газа (Е-газ). Однако важно понимать, что на ранних Приорах с двигателями 21114 такие датчики присутствуют, и конструктивно они отличаются от элементов, используемых на Приорах с 16-ю клапанными моторами.
Особенности принципа работы ДПРВ на Приоре
Следует отметить, что на Приорах используется два вида датчиков распредвала. Для двигателей 21114 на 8 клапанов он имеет следующий вид, как показано на фото ниже.
Они называются торцевыми. Ниже представлена схема с обозначением номеров оригинальных деталей.
Для 16-клапанных автомобилей Приора этот датчик имеет другой вид. Основное отличие заключается в наличии прорези (щели) с торцевой части. За счет этой щели такие изделия получили название щелевые. Ниже на фото показан внешний вид элемента.
Схема с обозначением датчика и его крепежных элементов представлена ниже.
Отличие между устройствами заключается не только в конструкции, но и месте их расположения, но об этом можно узнать детально ниже. Далее перейдем к рассмотрению принципа работы таких элементов. В основе их принципа работы используется знакомый многим с уроков физики эффект Холла. Чтобы обновить знания, ниже представлена соответствующая иллюстрация.
Оба датчика, используемые на Приорах, имеют идентичный принцип работы, поэтому далее рассмотрим, как они функционируют на примере 16-ти клапанных двигателей.
На зубчатом шкиве распредвала имеется металлический диск (он называется задающим). Конструкция этого диска не сплошная, а с прорезью. Ниже на фото показан шкив с задающим диском внутри. Важно понимать, что такая конструкция используется на Приорах с двигателями на 16 клапанов.
В наконечнике датчика имеется паз (щель), через который проходит обод диска во время работы двигателя.
Когда через паз датчика проходит прорезь задающего диска, то на контроллер (ЭБУ) подается импульс низкого напряжения порядка 0В. Это свидетельствует о том, что поршень первого цилиндра находится в конце такта сжатия.
На Приоре с двигателем 21114 установлен распредвал с кулачком, посредством которого и определяется положение фаз газораспределения.
Важно отметить, что датчики положения распредвала бывают индуктивного и цифрового типа. На Приорах используются устройства второго типа, которые отличаются высокой точностью и возможностью определения положения распредвала в момент запуска двигателя.
Датчик положения распредвала имеет три контакта. Два из них — питание (плюс и минус) ДПКВ, а третий сигнальный, по которому ЭБУ определяет положение распределительного вала в определенный момент времени.
О последствиях неисправности ДПРВ Приора
Датчик фаз на Приоре влияет на правильность функционирования двигателя. Неисправность этого элемента приводит к ряду следующих негативных последствий:
Снижение мощности и динамических показателей. Связано это с тем, что когда ЭБУ не получает сигнал от ДФ, он переходит в аварийный режим работы. При этом происходит не фазированный впрыск топлива, а попарно-параллельный.
Возрастает расход топлива примерно на 10-20% (0,5-1 литр).
Снижается скорость прогрева двигателя, что приводит к частому включению вентилятора охлаждения.
Проблемный или продолжительный запуск двигателя (схватывает через 2-3 секунды после поворота ключа).
Снижение ресурса каталитического нейтрализатора, на соты которого попадает несгоревшее топливо, и происходит его дожигание.
Именно поэтому крайне важно уделить внимание такому элементу. Стоимость изделия невысока, но чтобы правильно определить, что вышеперечисленные последствия возникают по причине неисправности датчика фаз, нужно обратить внимание на характерные признаки.
Это интересно! Уплотнительное кольцо для ДПРВ Приора имеет заводской номер 21110-3706042-00.
Какие признаки свидетельствуют о неисправности датчика фаз Приора
Существует ряд характерных признаков, благодаря которым можно определить, что из строя вышел датчик положения распределительного вала. К таковым относятся:
Одним из основных признаков является продолжительный запуск двигателя. Если обнаруживается такой симптом, то необходимо обратить внимание на исправность ДПРВ.
Неустойчивая работа двигателя на холостом ходу (повышенная вибрация).
Двигатель начинает троить или подтраивать.
На панели приборов загорается «Чек Энжин». Причем индикация может гореть постоянно или периодически загораться.
На БК или при диагностике двигателя обнаруживаются ошибки с кодами Р0340 (неисправность цепи питания), Р0341 (несоответствие диапазона рабочих характеристик), Р0342/Р0343 (слабый/высокий сигнал от ДПРВ), Р0344 (сигнал от датчика прерывистый), Р0345 (нестабильное напряжение цепи) и Р0346 (высокие показания от ДПРВ).
Из строя датчик распредвала выходит крайне редко, и чаще всего, это происходит по причине механического повреждения или неисправности цепи питания. О том, какие виды неисправностей такого изделия встречаются, и как убедиться в поломке ДПРВ, рассмотрим далее.
ДФ на Приоре: основные виды неисправностей
Ресурс у ДПРВ достаточно большой, однако иногда уже на 100 тысячах (у кого-то раньше, у кого-то позже) могут возникнуть проблемы с его функционированием. Причины выхода из строя такого изделия самые разные, поэтому рассмотрим наиболее часто встречающиеся среди автовладельцев:
Механическое повреждение датчика. Обычно проявляется в виде откалывания рабочей части элемента или крепежа, а возникает по причине соприкосновения с пластиной шкива.
Выпадение магнита, что также может случиться в ходе эксплуатации транспортного средства.
Неисправность фишки питания датчика. Чаще всего причина скрывается в повреждении проводки. Однако не исключена вероятность образования окислений контактов.
Если имеются подозрения на неисправность ДПРВ на Приоре, тогда необходимо искать причину поломки. Для начала выясним, где же находится датчик фаз на ВАЗ-2170.
Где на Приоре установлен датчик положения распредвала
На 8-клапанных Приорах датчик фаз установлен возле крышки клапанов (рядом с соединением корпуса воздушного фильтра с патрубком воздуховода) с противоположной стороны от шкива ГРМ. Ниже на фото показано его место расположения.
Однако важно помнить, что ДПРВ устанавливаются на 8-клапанные Приоры только с мотором 21114. Это силовые агрегаты, выпущенные для автомобилей ВАЗ-2110. Они также устанавливались на Приоры в комплектации Стандарт и в кузове хэтчбек и седан.
На Приорах с 16-ти клапанными моторами этот датчик располагается в другом месте. Он установлен спереди слева на головке блока цилиндров.
Ниже показано место его расположения вблизи.
И место установки датчика фаз на Приоре непосредственно в конструкции двигателя.
Добраться до датчика не сложно, но самая большая трудность в вывинчивании дальнего крепежного болта, которым фиксируется изделие. О том, как снять ДПРВ на Приоре, и что для этого понадобится, рассмотрим подробно.
Инструкция по снятию и замене датчика положения распредвала Приора 16 клапанов
Если возникли подозрения на неисправность самого датчика фаз (а не его цепи), тогда его нужно снять и проверить. В случае выявления его неисправности, он подлежит замене.
Для снятия ДПРВ на Приоре понадобится выполнить следующие действия:
Выключить зажигание (клемму скидывать не обязательно), и отсоединить фишку питания.
Используя ключ на «10», выкрутить два крепежных болта.
Если к одному из них доступ свободен, и добраться до него можно обычной трещоткой, то ко второму доступ ограничен.
Чтобы его выкрутить, понадобится воспользоваться накидным изогнутым ключом или головкой и шестигранником на «5» (показано на фото ниже).
Перед вывинчиванием крепежных болтов ДПРВ, нужно снять ремень генератора.
Далее получаем доступ к крепежным элементам, и вывинчиваем их.
После этого извлекаем датчик фаз, и приступаем к его проверке или замене. Аналогичным способом происходит установка изделия. При установке обязательно обращаем внимание на наличие резинового уплотнительного кольца. Затяжку крепежных болтов завод-производитель рекомендует осуществлять с моментом 6-8 Нм.
Ниже представлен видео ролик о том, как лучше и легче всего снять ДПРВ на Приоре без его повреждения.
Проверка ДПРВ на Приоре
После снятия датчика осматриваем его состояние. Отсутствие внешних дефектов вовсе не говорит о том, что деталь исправна. В случае присутствия механических повреждений на корпусе, изделие подлежит замене, и его не нужно проверять. Далее рассмотрим общую картину проверочных манипуляций на исправность ДПРВ и его цепи.
Используя мультиметр, проверяем наличие питания в фишке. Для проверки нужно установить на приборе диапазон измерения свыше 12В, после чего щупами коснуться первого и второго контакта (А и В), включив зажигания (будьте аккуратны, чтобы не спровоцировать короткое замыкание).
Касаемся первого и второго контактов, и фиксируем наличие напряжения в цепи. Оно должно быть равным значению 12В (бортовая сеть).
Ниже приведена схема распиновки цепи питания ДПРВ.
Следующий способ проверки — присоединить щупы мультиметра к контактам 1 и 3 (A и C) фишки питания. После этого включить зажигание, и при отсутствующем датчике, определить напряжение, которое должно составлять около 11В. Контроллер имеет резистор, поэтому напряжение на сигнальном проводе должно быть ниже на 1В в зависимости от подаваемого на датчик.
Если цепь исправна, тогда проверяем датчик. Для этого подключаем его к фишке (извлеченный датчик), после чего к выводу «C» (с обратной стороны фишки) нужно присоединить щуп от мультиметра красного цвета. Щуп черного цвета присоединить к выводу «А». Включаем зажигание, и фиксируем наличие напряжения на сигнальном проводе датчика. Оно должно составлять около 11-11,5В, то есть 90% от подаваемого напряжения на ДПРВ. Если это так, значит устройство предположительно исправно. Чтобы убедиться в этом наверняка, нужно поднести к торцевой части датчика металлическую деталь (лучше пластину в щель). Если напряжение снизится до нулевого значения, то это будет говорить о том, что устройство исправно.
На этом процедура проверки исправности датчика положения распредвала завершена, и можно делать соответствующие выводы об исправности изделия. Если датчик показывает несоответствующие значения, то его следует заменить.
В случае неисправности цепи питания, необходимо проверить состояние жил. Для этого необходимо знать распиновку контактов. Чтобы прозвонить провода питания, необходимо присоединить щупы тестера к выводу «2» на фишке датчика и выводу «45» на клеммной колодке контроллера. Далее аналогично проверяется исправность жилы провода, отвечающего за сигнальную цепь. Для этого щуп присоединяем к контакту «3» на датчике и «79» на клеммной колодке контроллера.
После того, как будет найдена причина неисправности, можно прибегнуть к ее устранению. На Приорах очень часто встречается проблема обрыва цепи в связке, где происходит раздвоение гофры. Именно поэтому рекомендуется перед тем, как демонтировать датчик на Приоре, проверить исправность цепи и проводов питания.
Более точная и корректная работа датчика проверяется при помощи осциллографа.
Артикул датчика положения распредвала на Приору: какой фирмы лучше выбрать
Как уже неоднократно говорилось выше, на Приоры устанавливаются два вида датчиков распределительного вала. Для 8-клапанных двигателей типа 21114 используются элементы, которые имеют артикулы:
21110-3706040-00;
21110-3706040-01;
21110-3706040-02;
21110-3706040-04.
Эти датчики являются взаимозаменяемыми, но для предотвращения вероятности некорректной работы, рекомендуется выбирать устройство с номером, который указан на корпусе штатного изделия.
На 16-клапанные двигатели автомобилей Приора выпускаются датчики распредвала, которые имеют следующие артикулы:
21120-3706040-00.
21120-3706040-01.
21120-3706040-04.
В продаже представлены изделия разных производителей (СтарВольт, СОАТЭ, EuroEx, ООО «Групп Омега», Счетмаш, Kraft и другие), но чтобы исключить вероятность быстрого выхода изделий из строя, рекомендуется выбирать оригинальные изделия автоВАЗовского и Калужского производства (фото упаковок показано выше). Остерегайтесь подделок, которые часто встречаются в продаже. К примеру, ниже представлены отличия оригинальных датчиков и подделок бренда СОАТЭ.
И примеры подделки торцевых ДПРВ на Приору.
Чтобы не попасть на подделку, необходимо выбирать изделия у проверенных продавцов или в авторизированных точках продажи.
Датчик положения распредвала влияет на работу двигателя, поэтому крайне важно, чтобы в случае подозрений на его неисправность, была выполнена проверка и устранена поломка. Сделать это можно самостоятельно, не прибегая к помощи специалистов, используя в помощь вышеописанный материал.
Датчик фаз ВАЗ: Приора, Калина. Где находится и его замена
Сигнал датчика фаз (далее ДФ) используется контроллером ЭСУД для организации впрыска топлива. Принцип действия ДФ основан на эффекте Холла. На шкиве распредвала управляющего впускными клапанами расположен задающий диск с прорезью. При прохождении прорези через паз ДФ, датчик образует импульс сигнала уровня «земли» (около 0В). Этот момент соответствует положению поршня первого цилиндра в такте сжатия.
Где установлен датчик фаз
Датчик фаз установлен на головке блока цилиндров, справа от шкива впускного распредвала.
Датчик фаз Приора, Калина
Датчик фаз 4х4
Схема подключения датчика фаз — упрощенная
Схема подключения датчика фаз на Приоре и Калине
Какой датчик фаз стоит на Приоре, Калине
На модели автомобилей Лада Приора и Калина устанавливаются одинаковые датчики фаз. Единственное отличие — на 8-ми и 16-ти клапанных двигателях стоят разные датчики с отличающимися каталожными номерами. Оригинальный датчик для 8-ми клапанного двигателя имеет артикул 21110370604000, его стоимость равна около 540 р. Оригинальный датчик для 16-ти клапанного мотора маркируется как 21120370604000, и стоит в районе 620 р.
В таблице ниже представлены самые популярные аналоги для датчиков фаз на Приоры и Калины, стоимость которых варьируется в пределах 260-480 р.
Оригинал
Аналог
Приора, Калина
21110370604000
ERA 550488
Startvolt VS-CM 0110
Kroner K204080
21120370604000
Kraft KT 104842
Zommer 213847
Startvolt VS-CM 0112
Неисправности датчика фаз
Ошибка датчика фаз, или его цепей, фиксируется контроллером с занесением в память кода неисправности и включением сигнализатора.
Наиболее вероятные неисправности ДФ связаны, прежде всего, с целостностью его цепей и надёжностью соединений.
Поэтому, при получении кода неисправности Р0340, осматриваем колодки соединений датчика, контроллера, главного реле. Выявляем и устраняем повреждения соединений, контактов, проводов.
Если код ошибки продолжает сохраняться проверяем электрические цепи ДФ.
Как проверить датчик фаз
выключить зажигание;
отсоединить колодки от ДФ, контроллера, главного реле;
проверить цепь между контактом «3» колодки датчика и контактом «Х2/31» колодки контроллера;
проверить целостность цепи между контактом «1» колодки датчика и контактом «47» колодки контроллера;
также проверить цепь от главного реле до контакта «2» колодки датчика.
В том случае если цепи исправны, ДФ заменяется на заведомо исправный и проводится проверка на возникновение кода Р0340. Возникновение ошибки Р0340 в описанном случае означает необходимость замены контроллера.
Замена датчика фаз
Снятие
Отключить зажигание.
Отсоединить колодку проводов от разъёма ДФ.
Гаечным ключём на 10 или головкой отвернуть болты крепления ДФ.
Снять датчик фаз.
Установка датчика фаз
Перед установкой смазать моторным маслом поверхность уплотняющего кольца датчика фаз.