
Термостат
Почему решил заменить термостат, просто в одно лето, при стояние в пробках начала, подниматься сильно температура, раньше такого не было, температура стала подниматься более 100, потом включался вентилятор и температура приходила в норму, или при переключение на 3 температура падала до 80.
Причем происходило это и зимой, и летом. Так же прогрев двигателя был долгий. Потому не решил не искушать судьбу, дабы не перегреть двигатель поехал на диагностику. Диагносты проводили замеры, все работает отлично и проблем нет, судя по описанием сказали скорее всего термостат тупит, подклеивает.
Поэтому было принято решение его поменять. А по скольку процедура эта не сложная решил, сделать сам. Сложнее всего было найти термостат, так как, он подорвался либо в сборе в детали (от 700 руб), либо с крышкой (от 450 руб). Отдельно термостат стоил от 200 рублей.
Для замены нам понадобиться крестовая отвертка (или ключ на 10 если не ошибаюсь, для ослабления хомутов), шестигранник на 5 мм, шлагн, лейка, 5 литровая баклашка куда сливать антифриз, и 1 литровая бутылка, можно я думаю и полторашку разрезать так ещё меньше будут потери, когда будем откручивать дальний патрубок. Там потечет и из патрубка и термостата).

Инструменты для ремонта
Для удобства снимаем, корпус воздушного фильтра, для этого нам понадобиться плоская отвертка, для вынимания и возвращение резинок в места крепления корпуса воздушного фильтра. Далее просто откручиваем гайки крепления.

То что надо открутить

Нажать на патрубок для лучшего слива охлаждающей жидкости когда открутим

Сливаем охлаждаю жидкость

Что получилось
Все меняем термостат, единственная фигня, верхняя планка нового термостата была чуть длиннее, см фото.

Пришлось поточить напильником
Но это решилось под точкой, обычным напильником. Слева новый, справа родной. ( дан он клинил шток после нагрева зависал в одном положении)

Крышка термостата
ПС. единственное, стоит все таки сначала перед установкой проверить новый термостат. Для тех кто знает как это делается говорить не надо, для тех кто не знает, очень просто кинуть его в кастрюлю с водой и посмотреть, будет ли он открываться при нагреве воды.
Для боле понятливости прикладываю видио, только скажу сразу оно не мое, нашел на ютубе. Его брал за основу когда менял.
Снятие, замена и выбор термостата на Приору
Система водяного охлаждения состоит из двух контуров, которые называются большим и малым. Такая конструкция нужна для того, чтобы двигатель максимально быстро прогревался до рабочей температуры. Второй контур открывается после прогрева мотора до соответствующей температуры. За открытие большого контура при прогреве мотора до рабочей температуры, а также закрытие при снижении температуры ОЖ в системе, отвечает клапан, который называется термостатом. Он работает в автоматическом режиме.
Малый круг охлаждения двигателя автомобиля включает в себя водяную рубашку и радиатор печки в салоне автомобиля. Терморегулирующий клапан открывает доступ к большому кругу охлаждения при достижении соответствующей температуры охлаждающей жидкости. В состав большого контура входит такой важный конструктивный элемент, как радиатор двигателя или теплообменник.
Если из конструкции двигателя условно убрать термостат, то мотор бы прогревался значительно дольше, что особенно актуально для зимнего периода. В итоге мотор выходил бы на рабочую температуру значительно дольше, а это серьезный недостаток. Ведь кроме повышенного расхода топлива, который наблюдается при непрогретом двигателе, снижается также ресурс деталей ДВС.
Конструктивные особенности и принцип работы термостата на Приоре
Термостат имеет простую конструкцию. В зависимости от конструкции, такие изделия бывают следующих видов:
- одноклапанные;
- двухклапанные;
- электронные.
Несмотря на то, что уже существуют даже электронные типы термостатов, на Приорах устанавливаются обычные изделия двухклапанного типа. Для изготовления таких деталей используются такие материалы, как медь или латунь. Собственно от этого зависит и цена термостатических клапанов на Приору.
Чтобы разобраться с принципом работы термостата на Приоре, нужно знать его конструкцию. Схема изделия с основными конструктивными элементами представлена на фото ниже.
Как видно из схемы выше, составными элементами устройства являются следующие узлы:
- Корпус.
- Термостатический элемент, который реагирует на температуру жидкости.
- Шток, который толкает тарельчатый клапан, тем самым осуществляя его перекрытие или открытие канала.
- Пружины.
Принцип работы такого устройства довольно простой. Клапан открывает канал для прохождения охлаждающей жидкости по большому кругу при ее нагревании до рабочей температуры. До этого момент клапан перекрывает доступ к большому кругу, и жидкость циркулирует по малому контуру. Так представляют себе работу термостата большинство автовладельцев.
Рассмотрим более детально принцип работы термостата на Приоре:
- В цилиндре находится воскообразное вещество, которое называется церезином.
- Внутрь цилиндра помещается резиновая вставка с металлическим штоком.
- Когда на воскообразное вещество воздействует высокая температура, воск становится жидким, и при этом его объем внутри цилиндра увеличивается.
- Увеличение объема влечет за собой воздействие на металлический шток, который выталкивается из цилиндра.
- К корпусу цилиндра крепится клапан, который открывает доступ к большому кругу циркуляции жидкости.
- Движение клапана происходит от штока, перемещающего при нагревании воскообразного вещества. Шток упирается в металлическую рамку, что приводит к движению клапана, преодолевающего усилие сжатия пружины.
- Для возврата клапана в исходное положение при остывании ОЖ, используется соответствующая пружина. В ходе остывания воска, уменьшается его объем, благодаря чему пружина не дает застыть ему во всей полости цилиндра, а перемещает его к нижней части.
- Двухклапанный тип термостатов (на Приоре устанавливаются именно такие изделия) отличается от одноклапанных тем, что в их конструкции используется два клапана. Второй нужен для того, чтобы перекрывать канал малого контура.
Зная особенности функционирования термостата, рассмотрим, как происходит его работа в системе. Когда запускается двигатель, клапан перекрывает канал большого контура, ограничивая передвижение жидкости в этом направлении. Жидкость движется по малому контуру, за что и отвечает помпа. По мере прогрева двигателя (и жидкости в том числе), клапан начинает постепенно открываться, тем самым обеспечивая циркуляцию ОЖ по малому и большому контуру. Когда жидкость прогревается до максимальной температуры, второй клапан (он еще называется байпасным) термостата перекрывает канал для циркуляции ОЖ по малому кругу. Она протекает только по большому кругу. Более наглядно процесс функционирования термостатов представлен в видео ролике ниже.
В ходе эксплуатации автомобиля Приора, термостат не редко выходит из строя. Поломка изделия устраняется путем его замены. Деталь не ремонтопригодна, поэтому в случае ее выхода из строя, понадобится произвести замену.
Где на Приоре установлен термостат и его артикулы
На разных автомобилях термостат может устанавливаться как на входе ОЖ, так и на выходе. На Приоре этот элемент расположен на выходе из блока цилиндров, и находится рядом с аккумулятором. Ниже на фото показано его расположение на автомобиле Приора.
Ниже представлена схема системы охлаждения двигателя на автомобилях Приора, где имеется термостат.
На схеме выше под цифрой «8» обозначена крышка термостата. Рабочий элемент расположен внутри крышки и корпуса. Корпус на схеме не обозначен. Эта деталь продается зачастую как в сборе совместно с крышкой, так и вместе с корпусом. Ниже представлена таблица с расшифровкой деталей на схеме, а также артикулы запчастей.


Важно понимать, что термостатом на Приоре называется не только рабочая внутренняя часть с клапаном (термоэлемент), а все устройство. Ниже показано на фото, как выглядит термостат Приоры.
О термостате Приоры, который имеет артикул 21082-1306010-10/12, необходимо знать следующую полезную информацию:
- Открытие основного клапана термостата на Приоре происходит при температуре от +85 градусов.
- Полное открытие термостата происходит при температуре +102 градуса. При этом полностью перекрывается канал малого круга циркуляции.
- Расстояние полного открытия основного клапана составляет 8 мм. Эта информация может понадобиться при проверке изделия на исправность.
На фото ниже показан термостат (с обозначениями основных конструктивных частей), извлеченный из корпуса.
Ниже также представлено фото корпуса термостата со штоками для подключения патрубков. Стрелками показаны направления потоков жидкости.
Ресурс термостата зависит от разных факторов, но основополагающим является качество изделия. Ориентировочный ресурс изделий составляет 60 тысяч км пробега. Изделия прослужат меньше, если используются некачественные виды охлаждающих жидкостей, а также в случае их нерегулярной замены.
Имея представление о том, что такое термостат на Приоре, и насколько важен этот элемент, следует прибегнуть к проверке изделия на исправность.
Какие признаки свидетельствуют о неисправности термостата на Приоре
Никто из владельцев автомобилей (не только Приора) не будет намеренно проверять исправность термостата без характерных признаков выхода устройства из строя. Свидетельствуют о том, что из строя вышел термостат на Приоре следующие проявления:
- Продолжительный прогрев двигателя. Происходит в том случае, если клапан термостата заклинивает в открытом положении.
- Двигатель быстро прогревается, и его температура возрастает выше рабочего значения. Свидетельствует о том, что термостат не срабатывает. Нужно немедленно произвести замену устройства.
- Температура двигателя при прогреве быстро возрастает, а при езде снижается до 60 градусов. На холостом ходу снова возрастает выше рабочего значения, о чем свидетельствует включение вентилятора охлаждения двигателя.
- Летом на Х.Х. температура двигателя быстро повышается до 100 градусов, и включается вентилятор охлаждения.
Все эти признаки свидетельствуют о том, что необходимо произвести проверку термостата. Самый простой способ убедиться в том, что термостат не заклинил в положении циркуляции по малому кругу — проверить нагрев патрубка, который соединяет устройство с радиатором. Проверку следует проводить после прогрева двигателя. Этот же патрубок позволяет убедиться в том, что большой круг циркуляции ОЖ закрыт при запуске двигателя. Для этого необходимо после пуска мотора, проверять температуру патрубка. Если он сразу же будет нагреваться, то это свидетельствует о неисправности термостата. Ниже показан патрубок циркуляции жидкости по большому кругу.
При обнаружении признаков неисправности термостата на Приоре, его необходимо проверить и заменить.
Как самостоятельно проверить термостат на исправность
Из строя термостат выходит не только путем заклинивания клапана в открытом или закрытом положении. Со временем эксплуатации происходит снижение температуры срабатывания. Вместо необходимых 85 градусов, клапан начинает открываться значительно раньше, например, при 70 градусах. Это приводит к увеличению длительности прогрева ДВС, хотя обнаружить такую поломку значительно труднее.
Чтобы точно проверить термостат на исправность, понадобится снять его с автомобиля. Ниже предлагается соответствующая инструкция от «Авто-ВАЗ».
После снятия клапана и его извлечения из корпуса, остается выполнить соответствующую проверку. Кстати, если клапан заклинил в открытом положении, то это будет видно визуально. Клапан не будет прижат плотно к седлу. Чтобы проверить термостат Приоры на корректность функционирования относительно температуры, необходимо поместить его в емкость, и залить кипятком. Термометром для воды измеряет температуру, и следить за процессом.
Как только отметка на термометре достигнет 85 градусов, клапан должен начать открываться. При 100 градусах (для этого нужно емкость поставить на открытый огонь), клапан должен полностью открыться.
Как снять и заменить термостат на Приоре без слива охлаждающей жидкости из системы
Весь процесс снятия и замены термостата на Приоре усложняется необходимостью слива охлаждающей жидкости. Процесс демонтажа термостата на Приоре путем слива (правильный способ) антифриза, описан в инструкции выше. В этом же разделе мы рассмотрим, как выполнить снятие и замену термостата без слива жидкости из системы. Реализуется этот процесс следующим образом:
- Первым делом нужно снять корпус воздушного фильтра.
- Теперь нужно слить некоторое количество жидкости из системы. Это делается для того, чтобы можно было снять термостат, и заменить его. Для реализации этого процесса существует два способа.
- Первый вариант предусматривает подготовку для слива некоторых приспособлений. Понадобится бутылка, в которой нужно срезать боковую часть. Еще понадобится лейка, шланг и бутылка на 2-3 литра. После отсоединения патрубка от корпуса термостата, некоторая часть жидкости из системы будет стекать благодаря вышеперечисленным приспособлениям в бутылку или канистру, размещенную под автомобилем.
- Второй способ предусматривает использование только канистры или бутылка на 3-5 литров. Для его реализации необходимо отсоединить шланг обратки из радиатора, который крепится к расширительному бачку. Отсоединить шланг, и вывести его в бутылку.
Далее запустить мотор на 5 секунд. В канистру вытечет пару литров антифриза из системы.
- После этого отверткой ослабить хомуты, которые фиксируют патрубки системы охлаждения к крышке термостата. После ослабления затяжки хомутов, снимаем патрубки.
- Используя шестигранник на «5», необходимо выкрутить три болта крепления крышки термостата.
- Вывинчиваем болты.
- Снимаем крышку вместе с термостатом. Не забываем удалить загрязнения по контуру присоединения крышки к корпусу.
На этом процесс снятия термостата завершен. Замена выполняется в порядке обратном снятию. Винты крепления крышки термостата завинчиваются с усилием в 9-11 Hм. Если термостат меняется вместе с корпусом, тогда затяжку крепежных гаек необходимо осуществлять с усилием в 14-21 Hм.
Видео инструкция по снятию термостата на Приоре путем слива всей жидкости из системы охлаждения.
Чем отличаются термостаты на Приору нового и старого образца
Важно знать, что на Приору выпускаются термостаты старого и нового образца. Изделия старого образца имеют 5 штуцеров, и выпускаются с артикулом 21082-1306010-10. Такие варианты устанавливали на ранние модели Приор.
Термостат на Приору нового образца имеет артикулы 21082-1306010-11 и 12. Отличие между ними в том, что в конструкции термостата старого образца 5 штуцеров для подключения, а в конструкции нового образца их 6. Такая особенность позволила решить одну из важнейших проблем автомобилей ВАЗ, которая заключается в медленном прогреве радиатора печке. На термостатах с 6 выводами печка в салоне начинает греть значительно раньше, чем при использовании термостатов старого образца.
Какой лучше термостат поставить на Приору
К вопросу выбора термостата следует подойти ответственно. На рынке попадается очень много контрафактной продукции, которую подделывают под известные бренды. Чтобы не стать жертвой мошенников, нужно покупать термостаты у ответственных поставщиков или в сертифицированных центрах, где даже если и попадется подделка, то ее вам поменяют.
Термостаты на Приору выпускают разные производители. Именно за счет большого разнообразия таковых устройств, владельцы путаются в вопросе выбора. Ведь всегда хочется купить что-нибудь дешевле, но при этом обязательно качественное. Однако такого не бывает. Рассмотрим предлагаемые варианты термостатов на Приору, которые чаще всего встречаются в продаже, и оценим их качество на основании отзывов автовладельцев:
- LADA — производитель изделий является компания «Прамо». Качественные изделия по оптимальной стоимости. Термостат в комплектации с корпусом и крышкой стоит до 1000 рублей. Поставляется с оригинальным кодом 21082-1306010-82/83/85.
- Aurora — отзывы показывают, что продукция этого бренда имеет среднее качество. По возможности рекомендуется покупать изделия других брендов.
- Finwhale — отзывы о термостатах этого бренда самые разные. Некоторые автовладельцы утверждают, что отличный вариант, который прослужит не менее 3-5 лет. Другие же говорят, что изделия не отрабатывают и одного года. Из всего можно сделать вывод о том, что имеется много подделок под этот бренд.
- Luzar — раньше продукция этого бренда имела большую популярность, сегодня же их качество снизилось.
- «Прамо» в пластиковом корпусе — отдельно стоит отметить продукцию бренда Прамо в пластиковом корпусе. Внешне изделия не вызывают большого доверия, но практика показывает, что это один из самых лучших вариантов. Термостаты изготавливают из термоустойчивого материала, что исключает вероятность его деформации в ходе эксплуатации.
- Bautler — несмотря на немецкое название, выпускаются термостаты под этим брендом в России. Отзывы показывают, что продукция имеет среднее качество, и достойна для приобретения.
- Pekar — чисто китайский бренд, поэтому говорить о высоком качестве не приходится. Автовладельцы жалуются на малый срок службы, а также несоответствие срабатывания по температуре.
- Hofer — продукция характеризуется средним качеством. Отзывы показывают, что не редко возникают проблемы с функционированием термостатов этого бренда.
- СтАТО — отзывы показывают, что изделия этого производителя достаточно надежные. Проблемы с ними возникают крайне редко.
- Elekton — недорогой термостат китайского производства. Много жалоб от автовладельцев на качество продукции.
В обзоре были рассмотрены наиболее популярные бренды термостатов, которые встречаются в автомагазинах. Следует отметить, что характеристика описана на основании собранных отзывов. Из сказанного следует отметить, что наиболее оптимальный вариант термостатов на Приору — от компании «Прамо».
Однако это не означает, что все другие не достойны внимания. Важно лишь при покупке обращать внимание на наличие соответствующих голограмм, свидетельствующих об оригинальности продукции.
Замена термостата Лада Приора
Система охлаждения двигателя автомобилей ВАЗ не имеет ничего сложного. Для отопления салона авто используется горячая ОЖ. То есть при трении движущихся частей двигателя возникает нагрев, ОЖ жидкость в блоке цилиндров нагревается и начинает циркулировать по системе, проходит через два радиатора автомобиля остужает двигатель и прогревает его салон.
Прогрев салона происходит при циркуляции ОЖ через радиатор отопителя салона. На радиатор поступает направление движение воздуха образованное вентилятором отопителя.
Для чего нужен термостат
Термостат автомобиля служит для поддержания нормальной рабочей температуры двигателя и защите его от перегрева. Без него автомобиль бы перегревался и не позволял отопить салон. Так же отрицательные температуры бы плохо влияли на двигатель приводя его к различным неисправностям и повышенному расходу топлива.
Принцип действия термостата
Термостат состоит из корпуса и термоэлемента. Главную роль выполняет термоэлемент. Термоэлемент встроен в корпус и перекрывает одно из отверстий крышки термостата. При появлении температуры равно 85 градусам термоэлемент открывается.
Непосредственно работа на автомобиле заключается в том что, когда термоэлемент закрыт, то циркуляция охлаждающей жидкости идет по малому кругу, миную радиатор охлаждения двигателя, как только температура ОЖ достигает 85 градусов термоэлемент открывается и начинается циркуляция ОЖ по большому кругу через радиатор.
Так в процессе всей работы двигателя термоэлемент открывается и закрывается огромное количество раз.

Проверка термостата
Чаще всего водители замечают неисправность термостата в холодное время года. Так как двигатель автомобиля при низких температурах не может нагреться до рабочей температуры. Следуя из того что температура двигателя ниже нормы, то и отопитель не сможет нагреть салон до комфортной температуры.
Проверка термостата осуществляется на холодном двигателе.
Запускаем двигатель и трогаем нижний патрубок радиатора. Он должен быть холодным, не теплым, а именно холодным это очень важно. По достижению температуры в 85 градусов нижний патрубок должен стать горячим. Если на вашем автомобиле проверка показала обратное, то скорее всего неисправен термостат.
Термостат так же будет неисправен если при пуске двигателя, спустя некоторые время нижний патрубок радиатора становится теплым, то скорее всего термоэлемент заклинил или не полностью закрывает большой контур.
Где находится термостат

Термостат установлен под капотом с левой стороны двигателя по направлению движения авто. Крепиться на шпильки к головке блока цилиндров. Визуально его практически не видно, так как он скрыт пот боксом воздушного фильтра. Для того чтобы получить доступ к термостату необходимо извлечь бокс воздушного фильтра вместе с датчиком ДМРВ.
Выход из строя термостата, причины
- Термостат выходит из строя по причинам коррозии внутри системы охлаждения двигателя, которая появляется при долгом использовании ОЖ.
- Так же фактор старения играет немаловажную роль в работе термостата. Резиновые уплотнители могут задубеть от высоких температур и пропускать антифриз.
Замена термостата
Для замены потребуется слить охлаждающую жидкость.
Внимание работы необходимо проводить только на холодном двигателе, чтобы не получить ожоги.
Инструмент для замены:
- Головка или ключ на «13»;
- Охлаждающая жидкость 5 л;
- Хомуты 50 мм;
- Шестигранник на «6»
- Отвертка «+» и «-»
Процесс работ
- Снимаем бокс воздушного фильтра, открутив хомут от датчика ДМРВ отверткой и сняв с него фишку. Бокс держится на резиновых фиксаторах, для того чтобы бокс снялся необходимо силой потянуть его вверх.

- Сливаем ОЖ. Для этого головой или ключом на «13» откручиваем пробку на блоке цилиндров и сливаем жидкость в тару.

Использовать старую жидкость можно только в том случае если она чистая, грязную ОЖ заливать обратно не рекомендуется.
- Ослабляем передний хомут патрубка большого круга на крышке термостата (нижний патрубок от радиатора) и снимаем его.

- Ослабляем задний хомут патрубка на крышке термостата (от трубки водяного насоса) и снимаем его.

- Откручиваем шестигранником на «6» 3 болта крепления крышки термостата к корпусу и снимаем ее.

- Устанавливаем новую крышку термостата в обратной последовательности.

- Если патрубки остались старые рекомендуется использовать герметик, чтобы избежать протечек ОЖ.
После сборки заливаем ОЖ, запускаем двигатель и даем поработать автомобилю несколько минут, после чего снова проверяем уровень ОЖ. При необходимости доливаем.
Процесс замены термостата завершен, ничего сложного в этом нет. Надеемся, наша статья была вам полезна.