Содержание статьи

Поделюсь опытом работы с такой вот приспособой

Поделюсь опытом работы с такой вот приспособой

В последнее время при наборе скорости возрастал гул где-то сзади, а люфт заднего правого колеса как бы намекает на причину гула — ступичный подшипник. Решил не искать легкий путей и поменять самостоятельно.

Погуглив, стало понятно, что сложных моментов два:

1) как ЗАпрессовать подшипник в ступицу (ВЫпрессовать можно варварским способом с помощью молотка). Можно использовать эффект теплового расширения металла, нагреть ступицу строительным феном (или туристической газовой горелкой) и опустить туда подшипник (его на ночь положить в морозилку). Можно использовать специальные инструмент для запрессовки/выпрессовки (для краткости буду называть это просто «приспособой»). Далее буду описывать свой опыт работы с такой приспособой. Я купил в местном автомагазине Съемник подшипника ступицы (перед+зад) ВАЗ 2108, Kalina, Priora PROFFI Сервис Ключ.

На алиэкспресс есть что-то подобное:

Инструкция к моей приспособе:
Инструкция к съемнику подшипника ступицы Сервис Ключ

Инструкция к съемнику подшипника ступицы Сервис Ключ

Инструкция к съемнику подшипника ступицы Сервис Ключ

Инструкция к съемнику подшипника ступицы Сервис Ключ

Написано что изготовлено в Самаре, а не в Китае. Это радует.

Написано что изготовлено в Самаре, а не в Китае. Это радует.

2) как снять внутреннюю обойму со ступицу. Внутри подшипник состоит из двух частей («обойм»). В силу конструкции одна часть легко снимается, а вторая с вероятностью 99% останется на оси, потому что прилегание очень плотное и прикипание неизбежно. Инструкция к данной приспособе как бы намекает нам, что с её помощью можно снять и внутреннюю обойму тоже:

Но нет, я проверил, не получится. Лапки слишком короткие. Можно использовать что-то типа этого:

С помощью специальных съёмников получится быстрее и качественнее

С помощью специальных съёмников получится быстрее и качественнее

Но я буду пользоваться просто болгаркой, потому что она у меня уже есть. Минус в том что болгаркой можно случайно чиркануть ось, но думаю толстая железяка не развалится от одной царапины.

Кроме того обязательно понадобятся:
— хорошо закреплённые тиски
— какой-либо инструмент для снятия ступицы, например обратный молоток или двух/трёхлапый съемник подшипников (у меня вот такой Кованый съемник подшипников, трехзахватный STAYER 43220-150)
— головка на 27 (вроде бы, не помню уже) и вороток для откручивания/закручивания ступичной гайки
— новый подшипник (я буду ставить SKF VKBC 20019 BA2B 633313 C, замены FAG 545312A, ВАЗ 21080-3104020-00, 21080-3104020-02, 21080-3104020-04, Вологда 6-256706 АКЕ12, Самара 6-256706 Е1С17, Волжск 537906 Е2)

Не обязательно, но хорошо иметь:
— защитные очки или маску для работы с болгаркой
— новую ступичную гайку (старая наверняка вся заржавела)
— какое-либо приспособление наподобие Приспособление для установки стяжных пружин барабанных тормозов JTC 1944, но это совершенно не обязательно, просто будет удобнее снимать барабанные тормоза, если они у вас такие.

Снимаем ступицу.
Как и ожидалось, внутренняя обойма осталась на оси.
Болгарка решает эту проблему.
На внутренней поверхности обнаружились вот такие каверны. Возможно в них причина кончины подшипника.
В бой вступает наша приспособа. Выпрессовываем старый подшипник. Если есть строительный фен — можно параллельно подогревать ступицу, это возможно облегчит выдавливание. Высоты чашки немного не хватает чтобы полностью выдавить подшипник. Выдавливаем остатки молотком.
Будем ставить такой подшипник.
Вставляем новый подшипник в ступицу и заряжаем приспособу.
Фиксируем приспособу в тисках на начинаем запрессовывать подшипник трещеткой.
Запрессовалось до конца, вопросов нет.
Наживляем ступицу на ось и затягиваем ее гайкой до конца. Гайку закерним.
Оригинальный подшипник, если кому-то интересно

Оригинальный подшипник, если кому-то интересно

Выводы по приспособе:

1) не до конца выпрессовывает, но это в целом не проблема, остаток легко выбить молотком
2) четко запрессовывает, только обязательно нужно иметь хорошо закрепленные тиски

Устройство и назначение ступицы на Ладе Гранте. Советы мастеров по замене подшипников

Неисправность ступичного подшипника —распространенная поломка при эксплуатации технического средства. Причина преждевременного износа состоит в некачественном дорожном покрытии, агрессивном стиле вождения.

Лада Гранта подшипник ступицы передней
Подшипник передней ступицы

Замена ступичного подшипника выполняется самостоятельно, без специального оборудования, опыта, навыков. При условии наличия запчастей, процесс замены отнимет не более часа, без затрат на услуги автосервиса.

Порядок действий по замене передней ступицы Лады Гранты

  1. Подготовка, покупка расходных материалов, запасных частей.
  2. Поэтапная разборка: снимаем механизмы, пыльники, рулевые наконечники, шаровые опоры.
  3. Выпрессовка изношенных роликовых (конусных) подшипников.
  4. Диагностика, сверка размера ступицы, запрессовка новых подшипников.
  5. Сборка в обратной последовательности.

Где находится передняя и задняя ступицы на Ладе Гранте. Описание, назначение

Передний ступичный шарнир расположен в передней левой (правой) стороне полуоси. Задний шарнир расположен в заднем левом (правом) блоке подвески.

Главное назначение подшипника — прочное удержание ступицы, обеспечение вращения колеса. Конструкционно передняя (задняя) ступицы состоят из:

  • внешней и внутренней металлической обоймы;
  • сепаратора, в котором расположены металлические шарики, ролики;
  • изоляционных колец;
  • специального наполнителя — смазки на графитной основе.

Устройство ступицы на Ладе Гранте

Передняя

  • поворотный кулак;
  • внешнее и внутреннее грязеотражательные металлические кольца;
  • передние подшипники роликового типа;
  • ступица;
  • шайба;
  • гайка ступицы;
  • стопорное кольцо, заглушка.

Передняя ступица Гранта

Устройство задней ступицы

  • ось ступичного механизма;
  • металлический шариковый подшипник;
  • грязезащитное кольцо;
  • стопорное кольцо;
  • шайба;
  • гайка;
  • уплотнительное кольцо;
  • резиновый пыльник;
  • крышка ступицы.

Ступица заднего колеса

Ресурс замены элементов ступичного механизма

Средний срок эксплуатации ступичных шарниров —  80 – 85 тыс. км. Показатель усредненный, так как зависит от следующих факторов:

  • качество изготовления детали;
  • частота эксплуатации технического средства;
  • стиль вождения;
  • качество дорожного покрытия;
  • агрессивная среда;
  • высокие рабочие температуры;
  • соблюдение интервалов проведения технического осмотра.

Признаки необходимости замены ступицы

  • появление нехарактерного шума в процессе вращения колеса;
  • биение колеса в рулевую колонку;
  • вибрации на разных скоростных режимах. Иногда наблюдается вибрация на определенной скорости;
  • металлический скрежет в процессе вращения колеса;
  • люфт ступицы переднего колеса.

Диагностика ступичного механизма

  1. Устанавливаем машину на ровную платформу, выжимаем стояночный тормоз, если проверяем передний ряд. Для заднего — устанавливаем противооткатные башмаки.
  2. Домкратим переднюю (заднюю) часть.
  3. Проворачиваем колесо машины, проводим дефектовку.
  4. Руками расшатываем колесо вверх–вниз. В исправном состоянии не должно быть люфта. В противном случае проводим демонтаж, заменяем изношенные элементы.

Подготовительный этап перед заменой ступичного механизма

Необходимые материалы, инструменты:

  • гидравлический (механический) домкрат;
  • деревянная подставка;
  • баллонный ключ;
  • отвертка с плоской, крестообразной битой;
  • молоток;
  • вороток, насадки;
  • гаечные ключи;
  • стационарные тиски;
  • зубило;
  • двухзахватный и чашечный съемники. Точные размеры съемников указаны в инструкции по эксплуатации;
  • щипцы;
  • щетка по металлу;
  • смазка типа «ШРУС — 4»;
  • ветошь;
  • штангенциркуль для замера диаметра;
  • новые ступичные подшипники;
  • дополнительное освещение при условии, что работы проводятся в темное время суток.

Замена передней ступицы Лады Гранты

  1. Помещаем машину в периметр ремонтной зоны, обеспечиваем первоочередные меры безопасности.
  2. Домкратим правую (левую) сторону.
  3. Отвинчиваем болты, снимаем колесо.
  4. Расконтрогаим ступицу.
  5. С тыльной стороны выкручиваем два болта – направляющих тормозного суппорта.
Место расположения двух болтов Гранта
Место расположения двух болтов
  1. Снимаем суппорт, подвешиваем его на проволоку (фиксируем на рулевой наконечник).
  1. Отвинчиваем ступичную гайку, демонтируем тормозной диск.
Снятие ступичной гайки фото
Снятие ступичной гайки
  1. Выкручиваем два болта — фиксаторы стойки. При необходимости используем жидкость для удаления наслоений типа WD – 40.
  1. Рассоединяем стойку с поворотным кулаком, откручиваем крепления шаровой опоры.
  2. Снимаем ШРУС.

Далее устанавливаем новую ступицу в сборе, собираем конструкцию в обратной последовательности.

Замена переднего подшипника ступицы Лады Гранты

  1. Передний ступичный шарнир расположен в корпусе поворотного кулака, извлекаем его. Предварительно зажав конструкцию в стационарные тиски.
  2. Устанавливаем металлическую проставку – головку на «22» на поверхность ступицы. Наносим точечные удары молотком для выпрессовки.
  1. Рассоединяем внутреннюю обойму шарнира, извлекаем сепаратор с металлическими шарами.
  1. Для извлечения наружной части шарнира используем круглогубцы, вынимаем стопорные кольца.
  1. Чтобы демонтировать внутреннюю часть обоймы используем зубило. Аккуратно простукиваем молотком.
    Съемник выпрессовки Гранта
    Съемник выпрессовки
  2. Съемником выпрессовываем полуоси.

Запрессовка нового ступичного подшипника и сборка узла

  1. Очищаем поверхность от грязи, наслоений, ржавчины. Удаляем старую смазку со ступицы, протираем ветошью. Замеряем диаметр ступицы, он должен быть 35 мм.
  2. Наносим тонкий слой графитовой смазки на поверхность. Запрессовываем новый подшипник.
  3. Запрессовываем шарнир до тех пор, пока стопорное кольцо не соприкоснется с кромкой детали.
  4. Вставляем ступицу в отверстие при помощи тисков.

Замена задней ступицы колеса Лады Гранты

  1. Помещаем машину в периметр ремонтной зоны, фиксируем передний ряд колес противооткатными башмаками.
  2. Баллонным ключом срываем крепежные гайки, домкратим машину, снимаем колесо.
  1. Откручиваем винты, фиксирующие тормозной барабан к конструкции.
  1. Снимаем колпачок ступицы, снимаем со шлицов полуоси.
  2. Фиксируем конструкцию в стационарных тисках. Аккуратно постукиваем зубилом по внешней кромке.
  3. При необходимости используем жидкость WD – 40 для удаления наслоений, ржавчины.
  1. Демонтируем шарнир, используем тиски, хотя некоторые мастера практикуют специальные съемники. В общем, кому как удобнее.
  2. При помощи металлической оправки выбиваем внутреннее кольцо.
  1. Для окончательной выпрессовки шарнира используем молоток с зубилом, аккуратно постукиваем по внешнему периметру оправы.

Замена заднего подшипника ступицы Лады Гранты своими руками

Водителю на заметку!!! Перед началом установочных работ очищаем поверхность от мусора, грязи. Наносим тонкий слой масла, в обязательном порядке смазываем наружную обойму шарнира.

  1. Наставляем новый шарнир, слегка запрессовываем его в полость.
  2. Равномерно затягиваем шарнир до момента соприкосновения с внешней кромкой.
  3. Фиксируем стопорное кольцо, устанавливаем ступицу на штатное место.

Установка на штатное место. Сборка конструкции

  1. Наносим тонкий слой графитной смазки, надеваем узел на вал, фиксируем гайкой.
  1. Завершаем затяжку динамометрическим ключом (момент затяжки 30 Нм).
  2. Зубилом контрим гайку, надеваем колпак.

На этом разборка, сборка, замена заднего подшипника ступицы окончена.

Водителю на заметку!!! В модификации Лада Гранта Спорт задняя ступица с предустановленным датчиком АБС.

Часто случается так, что в процессе демонтажа ступичного механизма ломается болт, шпилька. Причины тому разные, начиная от старости металла, заканчивая браком при изготовлении.

Итак, как снять сломанный болт.  Работы выполняем в несколько этапов:

  • метим центр шпильки;
  • высверливаем сверлом на 2.5, после 5.5, 9.5 мм;
  • прокручиваем болтом диаметром 9.5 – 10.0 мм;
  • удаляем остатки металла, стружки.

Обзор цен производителей на передние, задние шарниры

Как выбрать и купить качественные детали

Специалисты сервисных центров настоятельно рекомендуют приобретать расходные материалы, комплектующие исключительно в специализированных магазинах, представительствах, у официальных дилеров.

В меньшей степени нужно пользоваться услугами непроверенных поставщиков, реализовывающих запчасти по несвойственно низкой стоимости.

При покупке сверяйте каталожные артикулы с фактическими данными, указанными в инструкции по эксплуатации техническим средством. При отсутствии таковой брошюры, получите консультации у специалиста.

Отзывы

Положительные
1.Геннадий: два года активно использую машину, замечаний к ходовой и подвеске нет. Один раз заменил резиновый пыльник на левом ШРУСе.
2.Кирилл: проехал на машине свыше 80000 км, могу сказать, что ресурс ШРУСа еще имеется, но необходимо готовиться к ремонту. В целом, указанный изготовителем срок детали выхаживают.
3.Вячеслав: полтора года машине, покупал в салоне, нареканий нет. Систематически провожу технический осмотр, покупаю оригинальные расходные материалы, не экономлю на профилактике.
4.Дмитрий: заменил «гранаты» только на 90000 км. Мастер СТО сказал, что пробег хороший, не каждое авто столько наезжает. Считаю, что аккуратное вождение способствовало продлению срока эксплуатации ходовой части автомобиля.
5.Леонид: качеством сборки машины доволен, нареканий нет. Поломки случаются, но они малозначащие, устраняю самостоятельно.
6.Василий: если не брать в счет мелкие недоработки, то машина хорошая, лучше предыдущих поколений.
7.Виктор: полтора года отъездил на Гранте, ремонтов не делал, посещал СТО лишь для проведения диагностики.
Отрицательные
1.Иван: первый раз заменил правый ШРУС на 45000 км, после потребовался ремонт левого. В общем, качество изготовления на низком уровне, машиной недоволен.
2.Александр: штатные ШРУСы слабые, некачественно изготовлены. После покупки машины специалисты рекомендуют установить зарубежные аналоги. Правда, стоимость на 15% дороже отечественных.
3.Владлен: после двух лет активной езды на автомобиле ничего плохого сказать не могу. Незначительные дефекты присутствуют, но они легко устранимы.

Вывод

При условии умеренной эксплуатации технического средства по неровному дорожному покрытию средний срок службы ШРУСов составляет 85000 км.

Чем качественнее дорожное полотно, тем дольше выхаживают ступицы. Оригинальные комплектующие лишь увеличат ресурс автомобиля. Однако не все владельцы придерживаются рекомендаций специалистов, систематически экономят на расходных материалах.