Содержание статьи
Термостат в автомобиле Лада Гранта — это регулятор температуры жидкости, которая циркулирует в системе охлаждения. Конструкция регулятора позволяет перенаправлять потоки антифриза по большому (малому) кругу для ускорения прогрева двигателя.

Внешний вид термостата на Ладе Гранте
Периодические перегревы мотора и недостаточное количество антифриза способствует преждевременному выходу из строя термостата. О том, как самостоятельно провести замену, рассмотрим на примере автомобиля Лада Гранта.
Последовательность действий при замене термостата на Ладе Гранте 8-ми клапанной
- Ставим машину в периметр ремонтной зоны.
- Сливаем антифриз (тосол).
- Снимаем хомуты, отсоединяем патрубки в системе охлаждения.
- Выкручиваем три винта, фиксирующих регулятор к блоку цилиндров.
- Изымаем термостат.
- Проводим дефектовку.
- Устанавливаем новые детали, собираем механизмы в обратной последовательности.
Где расположен термостат на Лада Гранта
В семействе автомобилей Лада Гранта «регулятор потока» зафиксирован на внешнем корпусе блока цилиндров с тыльной стороны. Схематически он расположен на отрезке магистрали между блоком цилиндров и радиатором системы охлаждения.

При достижении температуры в 90°С регулятор перенаправляет поток антифриза из малого круга к большому. Малый контур конструкционно состоит из:
- водяной рубашки;
- насоса (помпы);
- печного отопителя.
Водителю на заметку! В модификациях Лады Гранты отопитель закольцован на малый контур, а не параллельно, как это было в предыдущих моделях ВАЗа.
При достижении температуры в 90°С клапан регулятора открывается, тосол начинает циркуляцию по большому кругу, проходя через радиатор охлаждения.
Преимущество малого круга в том, что антифриз, выходя из блока, сразу поступает на регулятор потока, что позволяет более точно определять градус тосола.
Вместе с тем, термостат на Ладе Гранте открывается уже на отметке в 85°С, а не 90°С, как указывает изготовитель в руководстве по эксплуатации. Фактический диапазон варьируется от 78°С до 93°С.
К счастью недогрев критических последствий не имеет, но не желателен. Подобные систематические действия приводят к ухудшению смазки, недогреву горючей смеси, вследствие чего топливо не в полном объеме сгорает в цилиндрах.
Ресурс замены термостата на Ладе Гранте 8 клапанов
Четкого интервала замены регулятора нет, такие цифры не приводит даже изготовитель. На практике владельцы руководствуются принципом снижения эффективности работы печного отопителя.
Средний ресурс эксплуатации термостата для Лады Гранты составляет 65 – 75 тыс. км. При условии соблюдения рекомендаций изготовителя, бережного отношения к технике интервал может быть увеличен на 5 – 7 тысяч.

Комплектация деталей — подготовка к установке
Признаки необходимости замены термостата Лады Гранты 8 клапанов
- после прогрева двигателя свыше 85°С патрубки большого круга циркуляции все еще холодные;
- неполное открытие клапана регулятора, что приводит к затруднению циркуляции потока антифриза;
- клапан не перекрывает магистраль большого контура вообще, что приводит к длительному прогреву двигателя автомобиля, чрезмерному расходу горючего;
- разгерметизация магистрали, утечка тосола;
- механическое повреждение, деформация корпуса;
- регулятор работает нестабильно, отопитель не в полном объеме прогревает салон автомобиля, что указывает на образование окаменелостей, наслоений ржавчины в магистрали.

Последствия длительного перегрева двигателя
Особенности версии Лада Гранта с кондиционером и без кондиционера
Конструкционных особенностей модели с установленным кондиционером и без — нет. Форма и размеры термостата идентичные. Отличия лишь в способе демонтажа печного отопителя.
Пошаговая инструкция по замене термостата Лады Гранты 8 клапанов
Необходимые материалы, инструменты:
- отвертка с крестообразной, плоской битами;
- набор головок, трещотка;
- воронка;
- плоскогубцы;
- антифриз в объеме 8.0 литров;
- пластиковая емкость для слива отработки;
- ветошь;
- новый термостат;
- резиновые прокладки;
- термостойкий герметик.
Последовательность действий
- Помещаем машину в периметр ремонтной зоны.
- Отпускаем хомут патрубка подачи воздуха (крестовая отвертка).
- Снимаем датчик массового расхода воздуха (ДМРВ).
- Выкручиваем пробку расширительного бачка, удаляем вакуум.
- Отвинчиваем три хомута на распределителе системы охлаждения, сливаем отработку в пластиковую емкость (около 3-х литров).

Подготовительные процессы перед установкой
Водителю на заметку! Если слитый антифриз без осадка, то его можно в последующем использовать повторно. В противном случае замените жидкость в системе охлаждения в полном объеме.
- Отжимаем колодку с проводами от блока управления двигателем, отсоединяем клемму датчика температуры.
- Ключом на «13» выкручиваем минусовую клемму, снимаем ее с корпуса регулятора.
- Головкой на «8» ослабляем хомуты патрубка подачи – обратки тосола к радиатору.

- Снимаем резиновые патрубки с регулятора.

- Головкой на «13» выкручиваем две гайки – фиксаторы термостата к стенке блока цилиндров.

- Извлекаем механизм со штатного места, зажимаем в тиски для проведения профилактики.

- Ключом Torx T-30 выкручиваем три винта крышки, извлекаем ее.

- Соединение крышки и корпуса уплотнено резиновой прокладкой. Осматриваем ее, при наличии механических повреждений, деформации заменяем новой.
- Плоскогубцами захватываем пружину, надавливаем, освобождаем металлическую пластину.
- Освобождаем баллон регулятора.
- Для проверки работоспособности распределителя, опускаем его в емкость с водой, постепенно подогреваем, доводим до температуры 85 – 90°С. Наблюдаем за перемещением штока. В исправном состоянии он будет передвигаться ближе к верху.
- Собираем детали в обратной последовательности, устанавливаем на штатное место.
Водителю на заметку! При температуре воды 96 – 98°С шток баллона должен полностью выдвинуться на расстояние не менее 8.0 мм. Уплотнительное кольцо заменяем новым. Перед монтажом очищаем поверхность головки блока цилиндров от возможных наслоений.
Отзывы
№ | Положительные |
1. | Василий: полтора года активно эксплуатирую машину, нареканий нет, система охлаждения работает стабильно. Несколько раз доливал антифриз, так как уровень был ниже среднего, но это не столь критично. |
2. | Геннадий: после покупки машины с салона сразу слил родной тосол, залил импортный антифриз. Отопитель работает на полную мощность, в салоне всегда тепло, двигатель не перегревается. |
3. | Владлен: на 45000 км лопнул резиновый патрубок подачи жидкости, заменил новым. В сервисный центр не обращался, справился самостоятельно. |
4. | Кирилл: за два года использования машины глобальных поломок не было, а малозначащие устранял своими силами без помощи СТО. |
5. | Дмитрий: на 50000 км заменил все родные хомуты на патрубках системы охлаждения, так как старые утратили герметичность, жидкость начала протекать. К печному отопителю замечаний нет. |
6. | Денис: пробег 85000 км, только сейчас заменил термостат новым. Считаю, что ресурс более чем достаточный, как для отечественного автомобиля. |
7. | Иван: за три года один раз заменил антифриз новым, поменял уплотнительную резинку на корпусе. Качеством изготовления доволен, особых нареканий нет. |
Отрицательные | |
1. | Виктор: детали низкого качества изготовления, на 45000 км заменил термостат новым, прежний заклинил. Тосол не циркулировал по большому кругу из-за неисправности. |
2. | Иван: у меня регулятор прослужил полтора года, после чего заклинила пружина. Считаю, что ресурс слишком маленький, даже для отечественного автомобиля. |
3. | Владимир: год прошел с момента покупки машины, а я уже жалею о приобретении. Сырая сборка, много недоработок, которые изготовитель не устраняет. |

Вывод
Система охлаждения на Ладе Гранте реализована на порядок выше предыдущих аналогов. Прямое подключение радиатора печного отопителя позволило достичь максимальной теплоотдачи.
При условии соблюдения рекомендаций изготовителя и бережного отношения к автомобилю ресурс эксплуатации превышает 80000 км.
Видео — Гранта термостат. Долой Wahler ставим GATES TH00391G2
Видео — Термостат Гранты 92С° трасса
Замена термостата. Повышение рабочей температуры двигателя
Итак в прошлой записи , я написал что получил заказанный элемент термостата Wahler. Решил долго не тянуть. Вечером пильнул сам элемент (фото распиленного термостата в записи выше), достал нужный мне клапан и пружинку.
Следующим утром начал процесс замены.

— Снял шланг с расширительного бачка.
— Взял компрессор. У компрессора есть спец.расширяющаяся насадка — хотел ее прям в трубку расширительного бачка вставить (как делал в прошлом форд фокусе), но тут не влезла. Взял подходящую топливную трубку что валялась у меня, и соорудил переходник: компрессор-топл.трубка-расш.бачок.
— Слил антифриз. Слилось мало (примерно 2л) ! На фокусе сливалось около 4л или чуть более!

— Снял накладку двигателя, воздуховод (от коробки фильтра до дроссельной заслонки).


— открутил 3 винта крышки термостата (со стороны салонной перегородки), неудобно. Нужен инструмент примерно как на фото!

— полился антифриз. Причем вылилось его гораздо больше чем я ожидал! На фокусе (если так же сливать антифриз), сливалось при этом совсем немного — грамм 50 может или около того.

— достаю сам элемент. Для информации и понимания рекомендую почитать БЖ cheburashka44 запись . Данная запись подвигла меня на замену, спасибо ему! Благодаря его фото я понял как снять элемент термостата. У него другой способ замены — со снятием корпуса термостата, может даже в чем-то лучше. В общем снять элемент не так легко, как на фокусе, и к этому надо быть морально готовым. Для меня это еще осложнилось тем что надо тянуться, неудобно работать, не видно, борьба с пружиной. Но элемент поддался.

— вставка термостата WAHLER. Вот тут я помучился больше всего. Если снять элемент оказалось нелегкой задачей, то поставить его — еще сложнее! Здесь бы я предостерег тех кто хочет пойти тем же путем. Либо вы четко понимаете с чем столкнетесь, либо будьте готовы что не сможете поставить этот элемент не снимая корпус термостата!
— закрутил крышку корпуса термостата.
— залил слитый антифриз. Уровень на максимуме(!).

— почистил ветошью корпус коробки автомат, куда вылился антифриз (лужа была в выемке корпуса) — эстетично, да и течь легче будет контролировать когда там сухо.
— завел авто, контролирую температуру по БК Штат, контролирую шланги у термостата. Крышка расш.бачка открыта.

— Загнал авто на бордюр мордой вверх. Включил печку. Прогревается.

— Начал наблюдать открытие большого круга при темп около 91 град. Пошли пузырьки в расш.бачке, уровень упал чутка. Но остался на норм.уровне. Температура тут же понизилась до 86 градусов.( радиатор был холодный). Через минуту-две поднялась до 92 град. Примерно через минуту опустилась до 89. Опять поднимается до 92 град. Класс! Именно то что я хотел! Печка жарит!


— Решил посмотреть мгновенный расход (БК Штат). Показывает 0.7-0.8! (следующие наблюдения показали что обычно все-же 0.9). Что-то я не помню чтобы такие показания на Гранте ранее видел! Обычно я наблюдал на ХХ показания 0.9-1.0. Иногда 1.1. Так что, лично я окончательно уверовал в то что все-таки есть повышающий коэфициент для топливных карт, где есть обратная зависимость от темп.двигателя! По крайней мере на холостом ходу это прослеживается. Обороты — 0.89 на фото (890 об/мин).

— Через несколько часов (машина стояла, я на ней не ездил), проверил уровень — он упал! Пришлось долить около полулитра. Помня что слилось много, приготовил литровку для доливки (обязательно иметь!)
===
Сбросил бортовики, буду вести наблюдения за расходом в городе. Для меня это была не самоцель. Просто интересно. Не думаю что очень сильно изменится!
=====
Добавлено 19.11.2014 (т.е. 18 дней спустя)
Расход на авто добрался до 12.6л/100 км (по штатному бортовику) — это ТОЛЬКО ГОРОД. Никуда не выезжал. Средняя скорость 19км/ч по Штату, и ср.расход по штату меньше примерно на 1литр от показаний штатного бортовика.
До замены термостата, напомню, расход в таких же условиях был 14.3 л/100 км. Режим эксплуатации не менялся. 18 дней достаточно чтобы делать выводы о расходе.
Таким образом констатирую снижения среднего расхода топлива на 1.7 л/100 км!
Т.к. такой результат после смены термостата не единичен (у кого-то был и больший экономический эффект), склонен считать что это объективная информация, и можно рассчитывать на снижение среднего расхода топлива в городе после подобной замены!
====================
Добавлено 06.05.2016 (прошло примерно полтора года, 2 зимы, 1 полное лето).
Термостатом доволен. Проблем никаких нет. Хотя зимой в некоторые моменты казалось что подклинил (долго грелась как-будто, но я после выезда со двора попадаю в пробку, поэтому норм)…Температуру держит около 88 сейчас. Чуть постоишь в пробке — растет (но это как и до переделки)…
Зимой приятно осозновать что двигатель работает в нормальном температурном режиме, а не «недогретый» при температуре ниже 80… Летом проблем нет…Те же 88-90 градусов. Езжу с кондиционером, т.е. вентилятор работает и не дает расти температуре даже в пробках. Если без вентилятора (без кондея), я настроил БК ШТАТ на сработку при 97 градусах (охлаждает до 94 град и выключается вентиль) — это когда в пробках, чтоб не перегреваться до свыше 100 градусов.
Мне нравится.
===================
Добавлено 23.10.2016.
Обратил внимание на снижение температуры термостатирования. Все чаще наблюдаю тепмературу в городе около 84-86. На трассе при темп.воздуха +2 градуса и скорости 100-110 кмч наблюдаю темп.двигателя 85-86 градусов. В принципе такая температура меня устраивает. Т.е. со временем видимо пружинка ослабевает, и открывается при меньшей температуре. Смотрю — полгода назад писал про 88 градусов, сейчас еще ниже.
Потрогал шланг на большой круг, при температуре около 73 градусов (когда большой круг должен быть закрыт). Шланг теплеет ближе к термостату. Наверное не до конца закрывается…Прогревается чуть дольше.
Замена термостата на Лада Гранта (Калина 2) своими руками со всеми нюансами.
К сожалению автомобили ломаются и это факт.И при этом довольно большое количество неисправностей требуют спец.инструмента ,а также знаний об их устранении.К таковым можно отнести капитальный ремонт двигателя,замена прокладки ГБЦ,а порой и замена ГРМ не каждому под силу.
Но бывают и такие неисправности которые ,имея минимальный опыт,знания и набор ключей , можно устранить прямо на парковке у дома.
К таковым можно отнести и замену термостата на Лада Гранта (Калина 2).Сложного тут ничего нет.Главное иметь «не кривые руки».А что понадобится еще я опишу в данной статье.
Всем привет!
Согласитесь,приятного мало в том что летом вы выезжаете от дома скажем километр,а вентилятор уже барабанит как сумасшедший.А проезжая второй на панели предательски загорается лампочка «перегрев двигателя».Частично это можно решить врубив печку на максимум и открыть все окна в машине,но … Поможет это не сильно ,а во дискомфорт будет и ещё какой.
Или противоположная ситуация.Зима,вы гоняете двигатель в попытке прогреть его и салон,а температура ни в какую не хочет подниматься.
В обоих случаях с большой долей вероятности виновником будет заклинивший термоэлемент термостата в постоянно закрытом или открытом положении.И его лучше сменить пока он не натворил дел.
Ведь ездить на постоянно перегретом двигателе — это рисковать прогаром прокладки ГБЦ,а на не нагретом до рабочей температуры -это не только перерасход топлива,но и проблемы со смесеобразованием (постоянно богатая смесь) ,а также это негативно влияет на датчик кислорода и катализатор.
В общем,читаем дальше ,сравниваем симптомы и меняем согласно инструкции. Поехали…
Диагностика.
Продиагностировать термостат не так уж и сложно.Это сможет сделать совершенно любой человек не имеющий ни спец.знаний ни спец.оборудывания.
Все что вам потребуется это руки.
Порядок действий следующий.
Открываем капот,запускаем двигатель ,ждем несколько минут. После чего рукой аккуратно трогаем верхний патрубок идущий на радиатор.
Он теплый ?Так и должно быть.Затем дотрагиваемся до нижнего патрубка.
Он холодной? Великолепно.Он такой же температуры как и верхней?Хреново.Термостат постоянно открыт.
Если же машина постоянно перегревается то делаем следующее.
Также открываем капот,запускаем двигатель и ждём срабатывания вентилятора.Если термостат заклинил в положении «постоянно закрыт» ждать придётся не долго.
После сработки вентилятора машину можно заглушить и сперва аккуратно потрогать верхний патрубок. Он должен быть горячей.Если нет ,то это пробка в системе.Потом также аккуратно трогаем нижний патрубок. Если он холодный или чуть теплый ,то все, меняем термостат.
Инструмент.
Для замены термостата потребуется не такой уж и большой арсенал ключи.
А именно: ключ на 13, ключ на 19,крестовая отвертка,ёмкость не менее 1 литр и ветошь (обычные тряпки).
Да собственно и все.Так же не лишним будет сразу купить и запасные хомуты на патрубки.Часто бывает что они ржавеют и ломаются во время откручивания.
Порядок действий.
Перво наперво нужно снять воздушный фильтр вместе с гофрой.Для этого корпус фильтра отщелкиваем от трех конусных резинок ,онда на площадке аккумулятора и две на «телевизоре». Затем ослабляем два хомута,один на дроссельной заслонке,второй рядом на малом сапуне (патрубке).Отстегиваем разъем ДМРВ и убираем фильтр в сторону.
Далее отстегиваем разъем на абсорбер и не снимая убираем его ,к примеру, за тормозные трубки (лучше подвязать).
По сути все, пространство для работы открыто.
Далее ключом на 13 откручиваем «массу» АКБ с термостата и снимаем разъем с датчика температуры.
Теперь берём ёмкость и ставим ее на КПП под датчик температуры.
Далее ключом на 19 откручиваем датчик температуры ,вынимаем его и аккуратно ослабляем крышку расширительного бачка.
В этот момент из отверстия под датчик ТОЖ по льется антифриз (вода, тосол,в общем то что залито.) Чуда не ждите,если заливали воду то она и пойдет,в антифриз увы не превратится.
Стечет примерно около литра , плюс минус.
Убираем в сторону ёмкость и на ее место укладываем ветошь. Антифриз вытек далеко не весь,но его большая часть.
Далее ослабляем хомуты патрубков на радиатор и на печку и снимаем их.Аккуратно,там ОЖ ! После снятия фиксируем их «концами » вверх,что бы не текли.
Ну вот по сути и все.Осталось отвернуть две гайки под ключ на 13 которые держат термостат и снять его. Прокладке будет 100% хана и с ГБЦ ещё выльется антифриз, имейте это в виду.
Установка.
Перед установкой покачайте машину ,чтобы из из ГБЦ вытек антифриз до уровня бортика.Иначе он будет сочится мешая вам проводить дальнейшие манипуляции.
Теперь очищаем посадочное место на ГБЦ ножом от старой прокладки (если она там осталась) ,протираем от грязи и вытираем насухо.
По отверстию термостата смотрим как должна стоять прокладка и нанизывая ее на шпильки ,устанавливаем на место.
ВНИМАНИЕ! Если вы используете новый термостат от фирмы «Luzar» ,то там в комплекте идут две прокладки с самоклеющейся стороной.И хоть производитель и советует клеить одну на ГБЦ а вторую на термостат , лучше будет обе аккуратно и ровно ,наклеить на термостат перед установкой.
Для справки :Цена термостат «Лузар» в магазине на 19.08.21г. составляет 1041 рубль.
После установки термостата на место ,наживляем гайки через граверы и протягиваем по немногу по очереди чередуя «верх — низ».
Максимальная затяжка примерно 1.5 кг или 15 Ньютон метров.Тут главное не переборщить.Корпус термостата алюминиевый и довольно тонкий.От перетяжки он просто лопнет.
Далее ставим на место патрубки и фиксируем их хомутами.Наживляем от руки датчик температуры и заливаем антифриз из нашей емкости обратно в расширительный бачок. После чего емкость ставим обратно под датчик ,откручиваем его (при снятой крышке расширительного бачка) и ждём пока из отверстия пойдет ровная струя антифриза без пузырьков.
Как только струя пошла , быстро ставим датчик на место и закручиваем его.
Ну вот собственно и все.
Без энтузиазма затягиваем датчик.
Далее все собираем в обратном порядке.
«Масса» ;абсорбер ; воздушный фильтр.
Доливаем антифриз до уровня чуть больше «максимально» и запускаем двигатель.
Конечно лучше для подтверждения работоспособности использовать «свисток» по типу «лаунчер» ,хотя бы ELM ,но можно и на ощупь как описано в начале статьи.
Работа выполнена ,улыбаемся и машем.
Снятие и проверка термостата Lada Granta
Инструменты:
- Отвертка крестовая средняя
- Гаечный ключ рожковый на 10 мм (для 16-клапанных двигателей)
- Гаечный ключ накидной прямой на 13 мм (для 16-клапанных двигателей)
- Ключ трещоточный
- Удлинитель
- Головка на 8 мм
- Головка на 10 мм
- Головка на 13 мм
- Головка Torx T30
- Воронка
- Плоскогубцы
Детали и расходники:
- Охлаждающая жидкость 8 л
- Емкость техническая
- Сосуд
- Термометр
- Наждачная бумага (мелкозернистая)
- Ветошь
- Баллон термостата (при необходимости замены)
- Уплотнительное кольцо крышки термостата
- Прокладка в соединении корпуса термостата с головкой блока цилиндров
Примечания:
При исправном термостате, после пуска холодного двигателя, отводящий от радиатора нижний шланг некоторое время должен оставаться холодным, а затем (после того как температура охлаждающей жидкости превысит 85±2°C) быстро нагреваться, что указывает на начало циркуляции охлаждающей жидкости по большому кругу.
Снятие и проверка термостата Лада Гранта
1. Для демонтажа термостата, снимите шланг подвода воздуха к дроссельному узлу и воздушный фильтр.
2. Слейте из системы охлаждения жидкость, как описано здесь (для 8-клапанных двигателей) или здесь (для 16-клапанных двигателей).
3. Отжав фиксатор колодки жгута проводов системы управления двигателем, отсоедините колодку от разъема датчика температуры охлаждающей жидкости, как описано здесь.
4. Отвернув ключом на 13 мм гайку крепления наконечника «массового» провода к корпусу термостата Лада Гранта, снимите наконечник провода со шпильки.
5. Головкой на 8 мм или крестовой отверткой ослабьте затяжку хомутов крепления подводящего шланга радиатора и отводящего шланга к радиатору отопителя.
6. Снимите шланги с патрубков корпуса термостата.
7. Головкой на 13 мм отверните 2 гайки крепления корпуса термостата и снимите корпус со шпилек головки блока цилиндров.
Примечание:
Соединение корпуса термостата с головкой блока цилиндров уплотнено прокладкой.
8. Ключом Torx T-30 отверните 3 винта крепления крышки термостата Лада Гранта (показано со снятым датчиком температуры охлаждающей жидкости) и снимите крышку.
Примечание:
Соединение крышки с корпусом термостата уплотнено резиновым кольцом.
9. Преодолевая усилие пружины, нажмите губками плоскогубцев на фиксирующую пластину. Поворачивая пластину в любую сторону, выведите ее из зацепления с выступами корпуса термостата.
10. Выньте пластину, пружину и баллон термостата.
11. Для проверки термостата на Лада Гранта, опусьтите его баллон в прозрачный сосуд с охлаждающей жидкостью. Подогрейте сосуд, одновременно помешивая жидкость и контролируя по термометру начало перемещения штока баллона.
Примечание:
У исправного термостата шток баллона должен начать выдвигаться при температуре 85±2°C. При температуре жидкости 100±2°C шток баллона должен полностью выдвинуться – ход штока не менее 8 мм.
12. Соберите и установите термостат в обратной последовательности. При установке баллона его шток должен войти в отверстие корпуса.
Примечание:
Уплотнительное кольцо крышки термостата и прокладку в соединении корпуса с головкой блока цилиндров замените новыми. Перед монтажом, очистите от остатков старой прокладки привалочные поверхности головки блока цилиндров и корпуса термостата наждачной бумагой и ветошью.