Как утверждал великий Генри Форд, 80% красоты автомобиля составляют его колёса. Диски автомобилей ВАЗ советского периода изменялись в соответствии с общим стилем новых моделей и веяниями времени.

2101
В отличие от многих других деталей, колёсные диски FIAT-124 «прижились» на ВАЗ-2101 практически без изменений. Диск шириной 4,5 дюйма и с вылетом 37 мм имел восемь вентиляционных отверстий характерной овальной формы.

Поскольку в первые месяцы завод испытывал трудности с комплектующими, на «копейках» периода 1970-1974 гг. можно было встретить и другие диски – с шестнадцатью круглыми отверстиями, вокруг которых были сделаны своеобразные выштамповки. По ширине и вылету диск полностью совпадал с обычным.

Для защиты болтов крепления и ступичного подшипника центральную часть обода закрывал красивый хромированный колпак – точно такой, как на «фиате», только без надписи с названием автомобиля в центре.

Для того, чтобы он держался на диске, были предусмотрены специальные «уши», а снять такой колпак удавалось благодаря его пружинным свойствам.
В первые годы диски окрашивались в серебристый цвет, однако позже на все автомобили семейства 2101 устанавливались только диски с овальными отверстиями, окрашенные в серо-белый оттенок.
В 1991 году диски типа 2101 стали шире на полдюйма и получили хампы — специальные выступы на полках для плотной посадки бескамерных шин. Одновременно с этим «копеечные» диски избавились от «ушек» для колпаков.
Тем, кто сейчас занимается реставрацией, нужно учитывать, что по параметрам вылета на «копейку» допустимо монтировать только диски 2101 либо 2108.

2103/2106
«Трёшка» получила новые диски. По виду они очень напоминали «фиатовские», уже встречавшиеся на ранних ВАЗ-2101: те же шестнадцать круглых отверстий, но ширина обода выросла до пяти дюймов, а вылет, напротив, уменьшился до 29 мм.

Диск ВАЗ-2103.

Такой диск устанавливался на «трёшки», «шестёрки» и «двойки», причем на автомобилях второй и третьей моделей применялся колпак типа 2101, а на «шестёрку» шел свой – оригинальный. Отличить его можно по чёрной круглой накладке по центру.

ВАЗ-2103.
ВАЗ-2102 с колёсами 2103
Вверху — колесо 2106. Внизу — колпаки 2106.

Правда, для «шестёрки» были запланированы другие колёса, угловатый дизайн которых перекликался с внешностью новомодных в то время легкосплавных (алюминиевых, как их называли) дисков. Однако по технологическим соображениям такой диск в серию не пошёл.

Вверху — прототип ВАЗ-2106 на оригинальных дисках. Внизу — серийный автомобиль.
Родное колесо ВАЗ-21061 1991 г. с колпаком 2101.

С 1991 г. на новых «шестёрках» встречались и «копеечные» колпаки, а с 1995 г. диски типа 2103 окончательно лишились выступов под крепление колпаков и стали единственными конвейерными дисками для всех «Жигулей». Чтобы такой диск можно было установить на «пятёрку» и «семёрку» с хромированным колпачком ступицы, диаметр центрального отверстия диска был увеличен до 60,5 мм. Именно на таких «троечных дисках» без ушек классические Жигули и стали достоянием истории.

Нива
16-дюймовое колесо ВАЗ-2121 шириной 5 дюймов по присоединительным параметрам напоминает диски ГАЗ и УАЗ (пять болтов).

Прототип ВАЗ-2121.
Серийная Нива.

Характерный дизайн диска с двенадцатью круглыми отверстиями и большим вылетом (58 мм) появился уже на ранних прототипах и он «сопровождает» старушку-Ниву всю её конвейерную жизнь! Вскоре (апрель 1979 г.) диск стал шире на полдюйма, а со временем он также получил хампы для того, чтобы колёса могли эксплуатироваться в бескамерном варианте.

Часто советские владельцы «Нив» пытались сделать их более приспособленными для езды по асфальту путём установки «волговских» колёс в сборе с дисками. Но при этом из-за недопустимо малого вылета колёса торчали «наружу», что приводило к рассогласованию кинематики подвески.

2105/2107
Еще на стадии макетов у «пятёрки» появились оригинальные диски, дизайн которых напоминал «шестёрочные» прототипы: угловатые линии, прямоугольные вентиляционные отверстия, отсутствие центрального колпака. Похожие решение в то время применялось на многих автомобилях европейского производства – например, VW/Audi.

Вверху — прототип 2105. Внизу — прототип 2107 с оригинальными алюминиевыми колесами.

По пути на конвейер форма ступицы в угоду технологам стала несколько проще, но всё равно такие колёса заметно отличались от прежних «жигулёвских», хотя по параметрам «пятерочный» диск с пятью овальными отверстиями полностью повторял колесо 2103.

Серийный ВАЗ-2105 первых выпусков.

Для «семёрки» были предусмотрены собственные диски – схожие по дизайну с диском ВАЗ-2105, но с четырьмя вентиляционными отверстиями вместо пяти. Однако была выпущена лишь незначительная партия дисков с каталожным номером 2107-3101015, а машины этого семейства (2105/2104/2107) вплоть до 1995 г. сходили на «пятёрочных» дисках.

Вверху — предсерийная семёрка на дисках 2107. Внизу — серийный ВАЗ-2107 с колесами 2105.

К слову, колёса от 2105 устанавливались и на некоторые модификации «шестёрки» — например, на ВАЗ-21065.

Самара
Первый переднеприводник ВАЗ получил оригинальные диски собственного дизайна с нехарактерным для «Жигулей» вылетом 40 мм. Так называемые ранние диски отличались более узким ободом (4,5J) и вентиляционными отверстиями – они были чуть больше по размеру и «острее», чем на автомобилях с 1989 г.

Вверху — предсерийный ВАЗ-2108 на ранних дисках. Внизу — серийный ВАЗ-2109 на поздних дисках.

Сегодня «ранние» колеса являются своеобразным артефактом, за которым охотятся ценители «правильных» Самар советского периода.

Вверху — ранний диск 2108. Внизу, для сравнения: российский диск 2006 г. и советский диск 1986 г.

Более поздние диски также отличались увеличенной до пяти дюймов шириной обода, а сами отверстия стали чуть меньше. Как и последние модели «Жигулей», диск «восьмерки» не имел выступов под колпаки, а болты его крепления оставались открытыми.

ВАЗ-21099 первых выпусков на поздних дисках.

Завод допускал замену диска с каталожным номером 2108-3101015 только на «копеечный», поскольку при использовании дисков от других моделей «классики» с меньшим вылетом резко увеличивалась нагрузка на ступичные подшипники и нарушалась кинематика подвески вследствие уменьшения плеча обкатки.

Ока
Переход на 12-дюймовую шину потребовал и оригинального диска. Деталь с каталожным номером 1111-3101015 имела ширину всего 4 дюйма и вылет 40 мм. Еще одно нехарактерное решение – крепление на три болта вместо классических 4х98. Интересно, что на ранних прототипах в дисках предусматривались шесть овальных отверстий, однако в серию пошел вариант «попроще» — с 12 круглыми отверстиями, который по дизайну напоминал масштабную копию колеса «Нивы».

Вверху — прототип на дисках неизвестной конструкции; посередине — предсерийный ВАЗ-1111; внизу — серийная Ока на дисках 1111-3101015

Итак, единственным типоразмером легковых ВАЗов советского выпуска был тринадцатидюймовый. Интересный факт: штампованные диски с дизайном колеса 2108 до сих пор «в строю» — ими в базовой комплектации оснащаются современные модели Lada…

Диски на ВАЗ на 14